Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ХРАМЫ-ПАМЯТНИКИ НА МУРМАНЕ В прошлом церкви нередко воздвигались в память важных событий или высокочтимых лиц. Так, Покровский храм в Москве на Красной площади (больше известный ка к собор Василия Бла женного) — памятник взятия Казани русскими воинами в 1552 году; Казанский собор в Санкт-Петербурге стал памятником побе ды над Наполеоном в 1812 году; та к называемый ’’Храм на крови” , над месте убийства Александра II народовольцами, — па мятник царю, отменившему крепостное право в России. На Кольском полуострове глубоким уважением пользовался монах Трифон — основатель Печенгского монастыря, причисленный в середине XVII века к ли ку святых. На его могиле (умер в 1583 году) поставили часовню. В писцовой кни ге 1608 года читаем: "На Печенге реке, на усть реки Маны, место первоначаль ное Печенгского монастыря... тут ж е ле жит начальник Печенгского монастыря строитель Трифан, а над ним зделана часовня” . В середине XVII века здесь уже стояла "церковь с трапезою невеликая", а в 1707— 1709 годах была построена в память Трифона и 116 убитых шведами обитателей Печенгского монастыря цер ковь Сретения (встречи) Господня. Церковь Сретения считалась благолеп ной. В Описи 1842 года сказано: "Цер ковь, трапеза и паперть в одной стопе с шатровою главою. Царские двери рез ные, золоченые... В оной церкви три гроб ницы: первая —• преподобного Трифона, на оной сень резная под золотом": две другие гробницы — учеников Трифона Ионы и Германа. В качестве реликвий хранились некоторые вещи, которыми пользовался Трифон — "котел чугунной, весу 1 пуд 5 фунтов” и другие. В башенке висели три небольших колокола. Сретенскую церковь постоянно посе щали богомольцы, благодаря заботам ко торых храм никогда нэ был запущенным. Кольский лесничий К. А. Соловцов в 1861 году писал о Сретенской церкви: "Она стоит на берегу озера, на косогоре... об несена оградою и осенена старыми пла кучими березами; несколько избушек; кругом густые сосновые и березовые пе релески... В избушках в зимнее время живут: священник с причетником и нес колько бездомных кольских мещанок старух, питающихся добровольным пода янием прихожан и богомольцев. Церковь небольшая, снаружи почти новенькая; внутри, сравнительно с другими помор скими церквами, несколько роскошная; иконостас хотя и суздальской живописи, но с новенькою ярко позолоченною резь бою; некоторые иконы в посеребренных окладах, пелены, ризы, паникадилы, под свечники все новенькое, посеребренные и из порядочной парчи; в трапезе, под спудом, почивают мощи святого Трифона и его сподвижников; гробницы их покры ты хорошими шелковыми покровами; все показывает довольство и благосостояние церкви". В 70-х годах XIX века на Печенге посе лились пришлые колонисты — поморы и карелы. Они построили в 1880 году "при могиле 116 убиенных братий” еще одну церковь, названную ими Трифоновской. Но через пятнадцать лет монастырь вы селил со "святого места” поселенцев в соседние колонии, а Трифоновскую церковь перенес "на Баркинский кряж при Печенгской губе". В конце XIX века в честь Трифона на средства лопарей были построены цер ковь в Кильдинском погосте и часовня — в Лумбовском погосте. Долгое время в Коле, близ пристани, стояла часовня святого Трифона. Она сгорела 11 августа 1854 года при бомбар дировке Колы англичанами. На море гибли часто. В память утонув ших обычно ставили на берегу крест, а при крушениях кораблей — ‘ часовню. 8 июня 1872 года при выгрузке строитель ных материалов в так называемой "р о ко вой местности", у мыса Орлова, разби лась военная шхуна "Самоед” . Погибли 22 человека: лейтенант Гаврил Сафонов, инженер-прапорщик, квартирмейстер, трое вольнонаемных мастеровых и 16 матросов. В том же году ” в память уто нувших" командир Архангельского порта князь Леонид Алексеевич Ухтомский по строил на берегу Песчаной губы, где про изошла трагедия, часовню во имя святых мучеников Бориса и Глеба. В описании церквей, составленном в 1900 году, от мечается: "По украшению утварью и ико нами часовня на Орловском маяке лучше прочих” . Жители Кузомени в 1887 году постави ли в селе Дмитриевскую церковь ” в па мять мученической кончины ” царя-осво- бодителя Александра II. Общим памятником всем утопшим, чем- то вроде "могилы неизвестного солдата", на Терском берегу являлась часовня на тоне Большая Точильня (между Кашка- ранцами и Кузоменью). Согласно преда нию, около 1880 года тут море выбросило мертвеца, который остался неопознан ным. Жившему на тоне помору "присни лось, что покойник просит, чтоб его похо ронили и построили над могилою часов ню” . Окрестные жители исполнили это желание и никогда не забывали несчаст ного: во время рыбных промыслов в ча совне всегда неугасимо горела лампада. Сострадательное отношение к траги чески погибшим, забота о могилах ушед ших из жизни — показатель нравствен ного здоровья народа. И. УШАКОВ, краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz