Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
.«КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ* J8.05.91 10 Иван Ушаков i f e s t : ?• • ■ ■'Щ 'л м м - ѵь ■ ш ' '"'4': ' * . ■ ч.” : Он был священни ком. Писать о нем как о передовом человеке не полагалось. Духовное сословие, .однозначно считалось силой реакци онной, помогавшей го сподствующему классу угнетать народ. Но вре мена изменились. Пора сказать доброе слово и о ныне> забытом че ловеке духовного зва ния, сделавшем много полезного для Коль ского Севера. Приезд на Кольскую ■" землю ГЕОРГИИ КИРИЛЛОВИЧ ТЕРЕН- ■ ТИЕВ родился 20 апреля 1823 года в Архангельском уезде, в семье дьячка. В двадцать лет он окончил «курс философских наук» Архангель ской духовной семинарии и был опре делен псаломщиком в Турчасовский приход Онен&кого уезда, где прослу жил до 1850 года. Затем после крат кого пребывания в селе Заостров Ар хангельского уезда стал дьяконом Мезенского собора. 6 июля 1852 го да Г. К. Терентиев был рукоположен в священники и служил в селе Куе Мезенского уезда, в 1860 году — в селе Уне Архангельского уезда, потом недолго — в селе Чухченеме Пннеж- ского уезда. В сентябре 1861 года он получил назначение в Нотозерский лопарский погост Кольского благо чиния. • В Лапландию служители церкви обычно ехали неохотно — слишком неблагоустроенна и глуха была жизнь вдали от русского Поморья — и стре мились при первой возможности пере вестись в людные места с оживлен ной торговлей и развлечениями. Вероятно, и Г. К. Терентиев ехал в неведомое Нотозеро не без волне ния и тревоги. О своей двухмесячной поездке (па роходов еще не было на Севере) из Архангельска в Колу он рассказал в статье «Путевые приключения». В ней речь идет не столько о приклю чениях, сколько о состоянии края. Изучение Севера Г. К. Терентиев на чал во время пребывания в Мезенско- Печорском регионе, о чем свидетель ствует опубликованный им в 1860 го ду очерк «Сельский быт и промыш ленность пустозеров». Его занимают вопросы использования природных богатств для поднятия благосостояния жителей Севера. По пути он всматри вается в порядки и уклад жизни по морских селений, приводит сведения о промыслах и торговле, делает зари совки быта, дает описание встреч с некоторыми людьми. В деревне Порья Губа, состоявшей из 15 дворов и приписанной к Умбс- кой церкви, он беседовал с пройдо- хой-врачевателем. «Зашел ко мне, — пишет Г. К. Терентиев, — в рубище и с костылем дряхлый старик Беке тов, высокого роста, тончавый, со скорченною ногою в колене, слыву-, щий по Терскому берегу за главного знахаря. Он насказал мне много не былиц и небывалых чудес о знакомс тве своем с нечистыми духами, как он их словом и делом отводит от лю дей, одержимых ими; об исцелении всяких болезней у людей и скота на говором слов; об отводе из рек и про мысловых урочищ семги, если «кто осердит Бекетова; о своем удальстве в молодости, нак бегством избавился от рекрутства и вместе с лешачихами ночевал в лесных избушках, и многого другого. Желая поближе познакомить ся со стариком, во время рассказов я ни в чем не прекословил ему, тольно после всех рассказов заметил ему, что все это обман и тяжкий грех пе ред Богом. «О, батюшко, рад делать всякому добро, да ведь у меня и сло ва-то все Божьи; рассказываю всем об этом. Да у меня вот и обережь есть». — «Какая обережь?» — «Да* вот ви дишь». (В это время он снял с груди медный крест, нижняя сторона коего' вся была испачкана.) — «А что это такое?» — «Воск, батюшко, воск со словами, которого нечистый боится». — «А бывал ли ты, старик, на испо веди?» — «Как же, батюшко, бывал»4 Тогда старик мой сделался пасмурен, прекратил со мной задушевную бе седу, вскоре пошел и более ко мне не являлся, несмотря на мое пригла шение приходить ко мне и побеседо вать о былом». Проезжая через Кандалакшу, Г. К. Терентиев отметил, что селение пос ле разорения англичанами в 1855 го ду «не совсем еще обстроилось, но некоторые из крестьян имеют морс кие суда и живут зажиточно». В пути через Лапландию, на Иманд ре, пишет священник, «мы были за стигнуты сильною непогодою с мя- телью... не могли добраться до из бушки и принуждены были провести зимнюю ночь при огне под елкою... Из Кандалакши я проехал целую не делю и прибыл в Колу 24 ноября» (1861 г.). * Во время Крымской воііны, в авгу сте 1854 года, Кола отказалась сдать ся англичанам и подверглась артил лерийскому обстрелу, почти вся вы горела. Уездные учреждения после этого были переведены в Кемь. Сто лица Лапландии захирела. Коляне жили бедно. «Заштатный город Кола, — передает свое впечатление Г. К. Терентиев, — малолюден и не обши рен: в нем дороговизна во всем и на все. По сожжении неприятелем, ли шенный всего, — даже не имеет в себе корреспонденции (почты), кото рая необходима здесь для каждого, особенно для торгующего сословия». Всякий раз, публикуя свои замет ки и статьи, Г. К. Терентиев обраща ет вннмание губернского начальства на нужды края. Десять лет в Нотозере Л ОПАРИ, жившие по реке Туло- ме, приняли христианство еще в 1532 году. Их крестил тогда про поведник Феодорит — известный ду ховный деятель Севера. Нотозерский погост входил в приход Кольской Во скресенской церкви. По описанию 1785 года, в погосте проживало 111 лопарей обоего пола. Все они хорошо знали русский язык,* постоянно обща- ‘ лись с Колой, куда продавали добы тую ими пушнину и семгу, а покупа ли все, что требовалось им в лесо тундре, — металлические изделия, ткани, пряжу для сетей, ржаную му ку и т. п. Лопари вели полукочевую жизнь: весной разъезжались на разные озера и реки для рыболовства, поздней осенью собирались в зимний погост, где у них стояли вежи (утепленные шалаши) и у некоторых тупы (сруб- йые избушки). Мужчины эимой охо тились на ликих оленей, куниц, ли сиц, росомах, волков, белок, зайцев, медведей, горностаев, куропаток и тетеревов. В середине XIX века в Нотозер- ском погосте проживало около 30 ло парских семей. При устье реки Нот стояла древняя часовня Воскресения Христова. Сюда два-три раза в год являлся кольский священник, прово дил богослужение, крестил детей и отпевал умерших, совершал христиан ские обряды исповедования и прича щения лопарей. По решению консистории в Ното- * зерском погосте открывался отдель ный церковный приход. Священный Синод отпустил на сооружение храма 1.788 рублей 41 копейку. Новому па стырю предстояло найти подрядчи ков, заготовить все необходимое для строительства церкви и жилых зда ний при ней. В условиях Лапландии это дело было трудным и хлопотным, растянулось почти на десятилетне. Здание деревянной церкви Богоявле- • иия Господня поставили в 1866 году. Она была крестообразной в основа нии, на каменном фундаменте, в одноіі связи с колокольней, с виду довольно благолепной. Рядом с нею срубили для священника дом с банею, амбар, . погреб и помещение для скота. В 1870 году коляне Е. Лоушкин и А. Молвн- стон установили в церкви иконостас и завершили ^ внутреннюю отделку храма. Лопари отвели батюшке уловистую семужью тоню под названием Верх ний Пудас (близ туломского водопа да) и сенокосные угодья по берегам реки. . Г. К. Терентиев стал заниматься в Нотозере сельским хозяйством: воз делал землю, успешно выращивал картофель и овощи, держал молоч ный скот и о в е ц . . ' Во время своего путешествия по Лапландии в 1873 году писатель Ва силий Иванович Немировнч-Данченко побывал в Нотозере, беседовал с ло парями. В Коле, куда Г. К. Терентиев в 1871 году перевелся на службу в Благовещенскую церковь, он близко соіш^лся с отцом Георгием. Из его рассказов «о лопарском быте» писа тель почерпнул очень ценные сведе ния об обычаях коренных жителей края. В известной книге «Страна хо лода» Немирович- Данченко, довольно негативно относившийся к русскому духовенству, так отозвался о поль ском священнике: «Это симпатичная личность оставила во мне сильное впечатление». О хозяйственной дея тельности отца Георгия путешествен ник сообщает следующее: «Посреди Лапландии он, а за ним и. лопари, стали сеять картофель, репу и редь ку. Урожаи были хороши. Пробова ли и капусту. Лист был хорош, но не завивался. Он с успехом даже ак климатизировал здесь жито... Решено и решено безусловно, что огородничест во, а частию и хлебопашество в Лап ландии возможны! В хорошие годы отец Георгий снимал картофеля сам- 10, а жита — сам-4. Восемь стака нов снятого отсюда жита этот священ ник посылал в Архангельск, и оно оказалось хорошего качества. Земля здесь удобная для посева овощей... Но огородничество здесь не может существовать без скотоводства. Те рентиев в Нотозере держал коров, этим объясняется успех его огоро дов». При Нотозерской церкви Г. К. Те рентиев создал школу, в которой обу чал лопарских мальчиков русской гра моте. Убедившись в выгодности молочно го скотоводства и возможности ого родничества, он стал приохочивать лопарей к оседлой жизни. Своим примером отец Георгий убедил не скольких лопарей завести коров, по строить избы, начать выращивать ово щи близ своих семужьих тонь. Одна ко большинство лопарей не захотели расставаться с традиционным обра зом жизни, воспрепятствовали наде лению в собственность земельных участков из общинных, угодий поже лавшим перейти на оседлость. После отъезда Г. К. Терентиева, по словам Немировича- Данченко, его «полез ное начинание погибло в самом заро дыше». На протяжении всей жизни Г. К. Терентиев решительно отстаивал ин тересы лопарей, защищал их от раз-. ных притеснителей. 26 февраля 1862 года он сообщает в Архангельскую палату Государственных имуществ о незаконных поборах с лопарей Во- роньинского, Ловозерского и Семиост ровского погостов «по 12 копеек с каждой души» якобы «на поминове ние» умершей царицы Александры Федоровны, затеянных писарем Ло- нинцевьш и старшиной Сорвановым. Виновные понесли наказание. Показательна борьба отца Георгия с польским купцом Мартемьяном Ан дреевичем Базарным, который оби рал нотозерцев и довел нх «до край ней бедности». Это был ловкий и снльныіі хищник. В молодости, во времена откупной системы, М. А. Ба зарный служил кабацким поверенным в Поное — селении, имевшем боль шие доходы от добычи семги, тюлень его жира и кож морских зверей. Ско пив на спаивании промышленников капитал, Базарныіі купил две море ходные шхуны, поселился в Коле, за нялся скупкой семги и пушнины, еще больше разбогател, нещадно эксплуа тировал трудовую массу, особенно ло парей. Он платил за них государствен ные подати, ссужал деньгами и това рами, за что брал семгу по 50 копеек за пуд, тогда как вольная цена еіі в Коле равнялась 2 рублям, а в Архан гельске — 6 —8 рублям за пуд. За кабаленные Базарным лопари никог-. да не выходили из долгов и служили ему «своим трудом и зиму, и лето». У лопарей бытовало даже своего ро да заклинание или молитва: «Господи, избави оленей наших от волка, а нас, грешных, от Мартемьяна». По настоянию Г. К. Терентиева в 1866 году окружноіі начальник Козь- мин отменил кабальный договор Ба зарного с нотозерцами и распорядил ся впредь отдавать туломское угодье с торгов тому, кто даст нанвысшую плату. Арендатором стал керетскнй крестьянин Савин,' который, кроме уплаты податей за лопарей, выдавал за семгу по 1 рублю 70 копеек за пуд, в результате нотозерцы стали получать часть платы наличными на руки, чего прежде не бывало. В 1867 году М. А. Базарный взял подряд на восстановление сожженной англичанами каменной церкви в Ко ле. Синод отпустил на это необходи мые деньги. Однако недобросовест ный купец выполнил работы кое-как. При подписании акта о приемке Бла говещенской церкви Г. К.: Терентиев указал на ряд недоделок," «понятые, поняв всю нечистоту дела, оставили собрание». Купец вынужден был устранить все недоделки. Нотозерские лопари сожалели об отъезде любимого священника. «Пре жде, — говорили оии Немировичу- Данченко, — у нас отец Георгий Те рентиев был. Справедливый и хоро ший человек. Во всем нашей защитой и пристанищем был». Поборник обучения лопарей П ОСЛЕ перевода Г. К. Терентне- ва в Колу на смену ему в Нотозе ро приехал больной священник. «Раз битый параличом», он, по свидетель ству Немировича-Данченко, «не мог продолжать дело отца Георгия». Соз данная им лопарская школа в Ното зере закрылась. Г. К. Терентиев предложил открыть лопарское отделение в Кольском учи лище и содержать его на общест венный счет. -Окрестные лопари со гласились оплачивать обучение своих детей. В 1871 году поступило в шко лу пять мальчиков: Антон Черный, Павел Дмитриев, Семен Голой, Осип Гаврилов и Харитон Яковлев, но пос ледний вскоре заболел и возвратился к родителям. Начинание отца Геор гия поддержал член-корреспондеит Комитета грамотности К. А. Шабунин, который за свой счет обеспечил де тей пособиями и школьными принад лежностями. За 120 дней занятий в 1871 году дети «успели научиться читать бегло, довольно порядочно по гражданской печати», а двое освоили и письмо. В идя успехи учеников, лопарские общества охотно выделили из общест венных сумм 480 рублей на содержа ние мальчиков и 20 рублей учителю Егору Соболеву «за его особые труды и деятельность по обучению грамоте лопарских мальчиков». В марте 1872 года четверым школьннкам-лопарям, по инициативе отца Георгия, заказали приличное об мундирование. Дьячок Кольского со бора Иннокентий Ключарев сшил ка ждому пальто, суконные брюки, сит цевые рубашки и холщовые под штанники; школьников обули в сапо ги. Ребята ходили радостные, обод ренные заботой. Их разместили на квартире у крестьянки Ульяны Же ребцовой, которая за плату, по пяти рублей в месяц за каждого, обеспечи вала приЯичным питанием. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz