Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ХРАМ И. УШАКОВ, краевед В м о ей к н и г е ’’ К о л ь с к а я з е м л я ” (М у р м а н с к о е к н и ж н о е и з д -в о , 1972. с. 405) на ф о т о гр аф и и з а п е ч а т л е н а ц е р е м о н и я о т к р ы т и я го р о д а А л е к с а н д - р о в с к а (н ы н е — г. П о л я р н ы й ). Т о р ж е с т в о п р о х о д и л о в И в а н о в д е н ь , п р а з д ­ н и к л е т а и с о л н ц а , 24 и ю н я 1899 го д а . По н а б е р е ж н о й с т р о й н ы м и р я д а м и п е р е д с о б р а вш и м и с я на с к л о н е х о л м а л ю д ь м и ш л и м о р я к и . На с н и м к е в и д н а ч а с ть к р а с и в о й ц е р к в и , к о т о р а я , к а к у п о м я н у т о в к н и г е , им е л а б о га т о е в н у т р е н н е е уб р а н с тв о : р е з н о й и ко н о с т а с , и к о н ы к и с т и к р у п н е й ш и х м а с т е р о в ж и в о п и с и , с е р е б р я н ую у т в а р ь . О т к у д а в се это п о я в и л о с ь , р е ч ь не шла. П о л а гаю , н а с т а л о в р е м я с к а з а т ь , к т о б ы л п р и ч а с т е н к с о з д а н и ю и у к р а ш е н и ю гл а в н о г о хр ам а М у рм а н а . ’’Савва Великолепный” Так дружески называли Савву Ивано­ вича Мамонтова — предпринимателя, железнодорожного деятеля, мецената, создателя "Абрамцева” — обители выда­ ющихся творцов русской культуры, чело­ века богато одаренной натуры и прекрас­ ной души, певца, музыканта, скульптора, ценителя искусства. В 1894 году по приглашению министра финансов Сергея Юльевича Витте С. И. Мамонтов совершил с ним и его свитой поездку на Мурман, после ознакомления с которым он стал энергичным поборни­ ком развития Крайнего Севера. Савва С. И. Мамонтов. Иванович был очарован прелестью кра­ сок и тонов летнего Заполярья, удиви­ тельными ландшафтами края и величием .океана. В тот же год он отправил на Мур­ ман художников Константина Коровина и Валентина Серова писать картины и этюды народной жизни и видов дикого Севера. Во время путешествия на Мурман меж­ ду Витте и Мамонтовым произошел при­ мечательный разговор. Министр спросил строителя Ярославско-Вологодской ж е ­ лезной дороги, зачем он держит те­ атр-оперу? Ведь это несерьезно! "Это се­ рьезнее железных дорог", — ответил Ма­ монтов. Искусство не только развлече­ ние... Надо приобщить народ к культуре... "Когда будут думать о хлебе едином, по­ жалуй, не будет и хлеба” . Так высоко ставил Мамонтов духовное развитие че­ ловека. Савва Иванович стремился привлечь живые творческие силы к освоению Севе­ ра. При содействии К. А. Коровина он устроил замечательный павильон Русско­ го Севера в Нижнем Новгороде на Все­ российской торгово-промышленной вы­ ставке 1896 года. Благодаря оригиналь­ ности оформления и исключительно вы­ разительному расположению экспонатов (большинство которых были натуральны­ ми) павильон имел большой успех у пуб­ лики. В 1898 году С. И. Мамонтов закончил строительство железной дороги от Волог­ ды до Архангельска. Значение этого ре* льсового пути для Поморья и Мурмана трудно переоценить. Профессор Московс­ кого университета И. В. Цветаев (отец известной поэтессы) писал Мамонтову: ' Спешу приветствовать Вас с завершени­ ем великого исторического дела, с кото­ рым отныне будет навсегда связано Ваше имя... Вся громадная счастливая судьба нашего Европейского Севера будет напо­ минать о той гигантской смелости и энер­ гии, которую Вы, с истинной отвагой русского человека, положили на этом де­ ле” . 20 июля 1896 года по инициативе архан­ гельского губернатора А. П. Энгельгардта и при поддержке С. Ю. Витте началось строительство "коммерческого порта” на Кольском заливе, при Екатерининской га­ вани. Город и пристань сооружались че­ рез подрядчиков на средства, ассигнован­ ные Государственным казначейством. Но С. И. Мамонтов не остался в стороне. Он привлек своих друзей к устройству храма, который должен был стать украшением нового уездного центра на Мурмане. Во имя святого Николая Храм в Александровске был освящен во имя Николая Чудотворца — покрови­ теля тех, кто находится на море. Культ божьего угодника Николая, в просторечии — Николы, чрезвычайно распространен на Русском Севере вслед­ ствие неразрывности всего уклада жизни населения с морскими промыслами. Жи­ тели русских селений, разбросанных по Студеному морю, исстари назывались по­ морами. Они били зверя и ловили рыбу на море, варили из морской воды соль, вез­ ли морем лес и дрова к своим жилищам, ходили на судах к архангельскому торгу. Море — наша пашня, говорили поморы. Море — горе, а без него вдвое. Кто на море не бывал, тот и горя не видал, богу не маливался. Море кормило, но нередко и хоронило. В бурю, когда разбушевавшееся море грозило бедой, поморы обращались к все­ вышнему с молитвой: "...Пошли, господи, своего святителя и скорого помощника Николая Чудотворца на избавление нас, грешных” . На великом пути из Двинского Поморья до рыбного Мурмана почти в каждом се­ лении стояла или церквушка, или придел к храму, или часовня в честь заступника страждущих на море. На Севере говори­ ли: "От Холмогор до Колы — тридцать три Николы” . Иностранный наблюдатель жизни северян француз Ламартиньер в середине XVII века называл их по веро­ ванию "николаистами” . Русские, живу­ щие в Коле и в Архангельске, отмечал путешественник, "не знают никакого дру­ гого бога, кроме св. Николая... Они гово­ рят, что св. Николай есть их "брат" и ми­ лостив к ним” . Едва ли имело какое-то значение то, что церковь получила название, одно­ именное правящему монарху. Никольс­ ким назывался первый православный храм на Кольском полуострове, освящен­ ный в селении Варзуга 500 лет назад (1491 г.). До сих пор стоит Никольская церковь в селе Ковда постройки 1705 го­ да. Южный придел 19-главого Воскре­ сенского собора в Коле был во имя св. Николая (храм сожгли англичане в 1854 году). Никольской назвали церковь в основанном в 1916 году городе Романо- ве-на-Мурмане, современном Мурман­ ске Виктор Васнецов и другие Никольская церковь в городе Алексан­ дровске была сооружена архангельским архитектором Ивановым по рисункам в ’’русском стиле” выдающегося живо­ писца Виктора Михайловича Васнецова, имевшего к концу XIX века огромный опыт росписей в разных городах Российс­ кой империи. Сын сельского священника, Виктор Ва­ снецов окончил Вятскую духовную семи­ нарию. В 1867 году прибыл в Петербург и поступил в Академию художеств. С 1874 года — член Товарищества передвижных выставок. Пишет картины бытового жан­ ра. В конце 70-х годов В. М. Васнецов сблизился с С. И. Мамонтовым и кружком художников-абрамцевцев, посвятил себя созданию образов русского эпоса и род­ ной истории. Размах творчества В. М. Васнецова по- истине огромен, но нам он более всего известен полотнами "Богатыри” (оконче­ но в 1898 году), "Аленуш ка” (1881 г.), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897 г.). Виктор Михайлович подолгу жил в Аб­ рамцеве и его окрестностях, постоянно общался с Мамонтовым. По рисункам Ва­ снецова в 1882 году была построена цер­ ковь в Абрамцеве (в старорусском стиле), написаны иконы Сергия Радонежского. Богоматери с младенцем и другие. Около десяти лет (в 1885— 1896 годах) Васнецов расписывал Владимирский собор в Кие­ ве. К созданию облика Никольской церк­ ви в Александровске приложил руку спе­ циалист самого высокого класса. По просьбе С. И. Мамонтова В. М. Вас­ нецов сделал рисунки иконостаса, кото- Скулъптурный портрет B. М. Васнецова работы C. И. Мамонтова. рые придали особое великолепие церкви. Дочь художника Татьяна Викторовна сде­ лала копии с творений отца — картины Богоматери и Спасителя. Остальные ико­ ны для Никольской церкви писали акаде­ мик А. А. Киселев, К. А. Коровин и Н. К. фон Мекк. Все делалось безвозмездно. Кроме того, друзья С. И. Мамонтова пожертвовали Никольской церкви: Н. И. Мамонтов — полный круг богослужебных книг; Н. А. Казаков — паникадило, лам­ пады и подсвечники; Н. К. фон Мекк — позолоченные серебряные священные сосуды и св. Евангелие в серебряном окладе; А. А. Киселев из своего собрания — иконы архангелов Михаила и Гаври­ ила. Сам Савва Иванович Мамонтов дал в дар главную храмовую икону св. Нико­ лая Чудотворца и всех северных святи­ телей, а также церковные звоны (семь колоколов весом 87 пудов); его жена Ели­ завета Григорьевна — иконостас, свя­ щенническое облачение и завесу на царские врата. Александровский храм, как видим, со­ здавался при участии видных деятелей русской культуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz