Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Сергий- В историй Кольского Се вера достойное место ныне занял Трифон — основатель Печенгсного монастыря, креститель лопарей, созда тель крупного промыслового хозяйства на Мурмане, про живший в Лапландии почти 60 лет. О деятельности его гто- вествует сочинение «Житие Трифона Печенгского», опу бликованное Казанской ду ховной акадеиией в 1895 го да-, а до этого ходившее в многочисленных рукописных списках. . Автор и время составле ния Жития до недавнего вре мени были неизвестны. Од ни исследователи относили его к концу XVII века, дру гие к началу XVIII века. * В 1977 году видная ис следовательница древнерус ской литературы Маргарита Владимировна Кукушкина несколько прояснила * этот вопрос, указав в составе книг Соловецкого монастыря 1657 года нали чие двух канонов (текстов песнопений) «новым святым Трифону Печенгском}' да Варлааму Керецкому». Ста ло известно время причисле ния Трифона к лику святых, чему обычно предшество вало описание жизни и чу дес представляемого канди дата. Однако оставалось за гадкой, где и кем были на писаны жития и службы «новым святым», подвизав шимся на Кольском Севере. И вот — загадки больше не существует, В сентябрь- сном номере журнала «Се вера опубликованы матери алы о выдающемся соловец ком книжнике Сергии Ше- лонине, который являлся автором жизнеописания Трифона. Литературовед Юрий Михайлович Шуль- ман в статье «Повести о чк>- десах...» сообщает: «Ше- лонин пишет такие сочи нения, как Житие Иоанна и Логгина яренгских. Житие игумена Филиппа (Колыче ва), преподобного Германа, Житие Трифона Печенгсного, Варлаама Керецкого и ряд других произведений, соста вивших в целом классику северорусской агиографии» (литературы о святых). Сергий Шелоннн- — лич ность давно известная спе циалистам. До принятия мо нашества служил в одном из московских приказов. В течение семи лет на Солов ках занимался перепиской книг и, возможно, вместе со знаменитым автором Сказа ния о смуте Авраамием Па- ЛИЦЫНЫМ. БЫВШИЙ КОЛЬСКИЙ воевода застал Трифона Пе- ченгского в последние годы его жизни и мог рассказать иноку Сергию кое-что о пра ведном старце. Затем Сергий занимает высокую должность архи мандрита первоклассного Ипатьевского монастыря в Костроме, хорошо известен в правящих кругах России. Вернувшись снова в Солов ки, отдался любимому делу — переписке книг, часть ко торых в память своих роди телей дал вкладом в библи отеку монастыря, чтобы отец и мать были записаны «в вечный помин». Исследователи литератур ной деятельности Сергия Трифона единодушно считают его «выдающимся, самобытным книжником», талантливым писателем, литературное творчество которого «вышло за рамки местного значе ния». • Обычно жития считаются довольно мутным историче ским источником. Они со держат зачастую всякого рода вымыслы, преувеличе ния, необходимые для под тверждения «святости» божьего угодника или для прославления обители. По этому важно знать методы работы авторов. Сергий Ше- л о н и й сохранял фактиче скую основу собранных ма териалов, излагая их лите ратурным слогом, «украшен ное, как того требовал жи тийный жанр. В послесловии к Житию Трифона он указывает на записки «самовидцев» дея тельности печенгсного стар ца — в его распоряжении были «малые книжицы», ко торые сохранили некоторые благочестивые почитатели из любви к святому. Он же. неназванный составитель Жития, опираясь на «писа ния краткие»', «понудихся Службу и Жнтие преподоб ного во едину книгу совоку пив, написати». ’ Житиё Трифона содержит рассказы об устроении оби тели и просвещении лопа рей, хождении преподобного в Великий Новгород милос тыни ради, о ношении жер- новных каменев из Колы в обитель старопеченгскую. Здесь же сведения о кончи не чудотворца, об избиении иноков Печенгсного монасты- ЭТО БЫЛО В СТАРИНУ ря и другие рассказы. За канчивается сочинение сооб щением об устройстве мона стыря в Коле, близ Благове щенской церкви, а затем, после пожара, на' острове, «за рекою Колою». Запечатлен облик Трифо на: ростом «не мал. нагиб (сгорблен), плотню крепок, малоплешив, брадою сед». Из-за скудости письмен ных материалов по истории Кольского Севера в XVI веке Жнтие Трифона явля ется ценным источником знаний о раннем периоде заселения и хозяйственного освоения Мурмана, христи анизации саамов, нападении шведов на Печенгу. Зная автора сочинения и приемы его письма, мы мо жем теперь с большим до верием относиться к Житию Тркфона как нстоонческому документу. И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz