Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КРАЕВЕДЕНИЕ Печенгский монастырь на том месте, где стоял Петро­ павловский. У Кандалакшского монастыря помимо строений при устье реки Нивы имелись в разных местах солеварни и семужьи ловли, где находились приказные старцы, слуги (рядовые монахи) и работные люди. Вероятно, все они или большинство уцелели во время разгрома монастыря. Был жив игумен Питирим (умер в 1597 году). Но основ­ ной состав братии погиб. Если бы шведы перебили всех монахов (или согласно легенде, записанной Немировичем -Данченко , остался ж и ­ вым один -единственный стари к), Кандала кш сний монастырь прекратил бы свое существование . Но это го не произошло . Вкладная к н и г а монастыря содержит записи о пожер тво ­ ваниях, сделанных 9 марта, 4 июня и 22 июля 1591 года. 24 января 1592 года последовала жалованная грамота ца ­ ря Федора Ивановича об освобождении Кандала кшсно го монастыря от всех платежей на два года: с 14 с восьмою долею л у ко в у годий , 4 соляны х варниц , 6 ры б ны х ловель, «да с речки Лувень ги , да с р еч ки Колвицы , да с трети Нивы рени дани и оброну и всяних податей... не имать». Короче говоря , монастырь , полностью сожж е нны й и ли ­ шившийся почти всей братии , быстро возобновился и продолжал ф ун кционирова ть . В марте 1611 года в нем числилось по переписи 30 монахов, 3 д ьячка , 31 т р у д н и к и 70 челосек «по службам наемных солеваров и дровосеков и дрововозов». Работали мельница , швальня (порѵная), по ­ варня и хлебня, имелись с ко тные дворы и т. д. Думается, разгадка быстрого восстановления монасты­ ря состоит в том, что в более известный и влиятельный Кандалакшский монастырь влился Кукуев Порьегубский монастырь. Так же, как Кольский, Петропавловский раст- и шведские интервенты. Появилось множество шаек гра­ бителей. Летописцы назвали события этого времени Сму­ той. Из районов, подвергшихся разорению, население бежало на окраины. Беломорье получало средства к жизни не от хлебопа­ шества, а преимущественно от- рыбных и зверобойных промыслов. Здесь голод почти не ощущался. На месте выжженной Кандалакши появилось более 40 дворов но­ вых поселенцев — крестьян и бобылей (людей, не имев­ ших орудий лова и занимавшихся работой по найму или каким-либо ремеслом). Когда поляков изгнали из Москвы и развернулась борь­ ба с «воровскими» отрядами в верхнем Поволжье, гра­ бители устремились на север — к Холмогорам, Каргопо­ лю и в Карелию. Это были в основном «черкасы» — казаки из юго-восточных владений Польско-Литовского государства под предводительством атаманов Сидора и Барышпольца, наводившие ужас на мирных жителей. Они действовали очень жестоко: подвергали людей страшным пыткам, чтобы сказывали, где спрятаны ценности. О первом нападении «воров» Соловецкая летопись сооо- щает: «В лето 7121 (1612 — 1613 г.) зимою приходили до Кандалакши черкасы и р ус кие и зм е нни ки под именем ли ­ то в с ки х людей и Поморие воевали». Выражение «до Кандалакши» (а не «в Кандалакшу» ), видимо, следует понимать , нак до ю ж н ы х пределов Кан ­ дала кш с кой волости, та к к а к в самой Кандалакше граби ­ телей еще не было, а «Поморием» тогда называли «По­ морский» , то есть западный берег Белого моря. юрился в Печенгском монастыре. По-видимому, порье- убские старцы составили костяк братии, если кандалакш- :ких монахов писцовая книга называет «пречистенские :тарцы Кокуеза монастыря». Разница в одном, к тому же близком, звуке (Кукуев — <окуев, позднее — Коков, Кокков) существа дела не ме­ няет. Относительно происхождения термина «Кукуев» можно :троить только догадки. Осмелюсь высказать свое пред- юложение. Накануне введения воеводского управления Лапландией 1582 год) одним из ц а р с к и х наместнинов в крае — «дан- циком» — являлся Митрофан Гри горьевич К у к и н . Его имя стречается в н е с ко л ь ки х до кумен тах . К а к свидетель при 4 аключении к у п ч е й грамоты в 1581 году, он рядом с под- іисью добавил: «поморец кандала кш анин» . В другом слу- ае он вы с тупает к а к составитель вкладной грамо ты : «А аную писал на Москве Митроха Григорьев сын К у к и н а , андалакшанин , лета 7390-го» (1581/82 года). В числе вла- ений Канд ала кш с ко го монастыря была К у к и н а губа , а а кже «Митрофановская варница К у к и н а в Грязной губе». Не являлся ли отец Митрофана — Гри горий К у к а (сло- о «кука» означало «рукоятна» ; вероятно, это прозвище тало фамилией сына), подобно Семену В ян зин у в Коле, оздателем Порье губско го монастыря? О Гри гории Нуке из- естно лиш ь то, что он в 1574 году владел мельницей на еке Лупце, которая потом перешла к Кандала кш с ком у онастырю , платил в государеву к а з н у за мельницу 30 опеек в год оброка . Точно т а к ж е колянин Семен Вянзин тадел мельницею на Варламовом ручье . В Порьей Губѳ после исчезновения Кукуева монастыря :тавалась какая-то святыня, которой поклонялись без ласки, почти тайно. Так, в конце ноября 1703 года па- >ецкие лопари, Филимон Игнатьев с товарищами, отпра- ілся «в Порьегубскую волость Богу помолитца». В пути них воеводские слуги украли рукавицы. На следствии іи дали показания и о цели поездки. А ведь под боком пазрецких лопарей находилась могила святого Трифо- , который уже слыл чудотворцем, и куда ездили на мо- ние даже кольские воеводы. Что же влекло верующих ііорью Губу? • 4. НОВОЕ РАЗОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ XVII столетия в центральной России разра- лся страшный голод (1601— 1603 годы). Затем началась ажданская война. В страну вторглись польско-литовские Именно в это время нандалакшане пережили тревогу — возможность вторжения — и могли что-то прятать от п р и ­ ближающе гося врага. Однако разорение Кандалакши произошло два года с п у ­ стя. Игумен Сильвестр и братья Кандала кш ско го монасты ­ ря писали царю Михаилу Федоровичу : «Во 123 году п р и ­ ходили к нам литовские и немецкие люди и русс кие воры, и монастырь выграбили и наши жалованные грамоты и всякие крепости (документы на владение землей) сож гли» . Сгорела лиш ь часть м она с ты р с ки х построен. Из те кста новой жалованной грамоты от 20 мая 1615 года видно, что селение уцелело от огня и половина кр е с ть ян сни х дворов поселенцев-незгодников (пр иш лы х людей, не имеющих у годий в волости) была дана Кандала кш с ком у монастырю «в подмогу». Можно наверняка сказать, что церковные колокола не стали трофеем захватчиков. Слишком громоздки и обре­ менительны были они для лыжников. Если бы даже их можно было кому-то продать в условиях разорения и анархии, то и в этом случае грабители не стали бы везти колокола из далекой Кандалакши, когда в каждом селе внутри России и в ближнем Поморье стояли церкви со звонницами. Едва ли монахи, учитывая это, зимою снимали с церкви колокола и опускали их в прорубь. События времен Смуты не дают оснований для возник­ новения легенды о кандалакшском колоколе в любом из ее вариантов. 5. «ПРИШЛА АНГЛИЧАНКА...» ЛЕГЕНДА в записи Н. А. Криничной относит сокрытие «серебряного колокола» ко времени Крымской войны, когда английские корабли грабили и обстреливали по­ морские селения, или, как выразилась сказительница, «шишевали», разбойничали на Севере. (Шишами в стари­ ну называли людей, укрывавшихся в лесах и занимавших­ ся грабежом.) В течение войны англичане дважды побывали в Канда­ лакше. В архивах сохранились подробные донесения ме­ стных властей о действиях захватчиков. Первый раз они появились 21 июля 1854 года, в четыре часа дня. Паровой фрегат «Эвридика» остановился в море в 9 Беретах от села. Полторы сотни ан гличан на б греб ­ ны х судах, в оор уж енны х п уш к ам и , под белым флагом на ­ правились к берегу. 50 моряков остались на судах, а около ста человек со шпа гами и пистолетами устремились в де­ ревню. Большинство мужчин -поморов находились в это время на сенокосе. Некоторые из жителей , говорится в до­ несении губернатору , «по прибытии в Кандала кшу то т ч а с ж е от него разбежались». Остались в селе старухи , дети и немощные люди. Англичане рыскали по домам, забирали съестные пр и п а ­ сы, стреляли в к ур , рвали репу на огородах, з а х в а т и в 15 пудов соленой семги, теленка. Из вещей взяли лоденную п у ш к у весом 20,5 к г , р уж ье -вин то в к у крес тьянина Антона Жидних , сальные свечи, к н и г и , к о ж а н ую обувь; из ка зен ­ ного питейно го заведения унесли три ведра водки. «Не­ приятель, — доносил земский судья, — был в церквах Рождества Пресвятые Богородицы и Иоанна Предтечи... взял небольшой медный крес т с изображением распятого господа». Однако нолокола ан гличане не тронули . Канда ­ ла кш с к о го монастыря в это время уже не существовало: он был упразднен еще в 1742 году. Церковь Рож д е с т Е а Богородицы, где находился цар с кий колокол , стала клад­ бищенской . Второе нападение на Кандалакшу произошло через год. Крестьяне знали о курсировании вражеской эскадры и готовились к отражению англичан. 6 июля 1855 года к Кандалакше приблизился 1 б-пушеч- ный фрегат «Бриск» под командованием капитана Эразма Оммани с э кипаж ем в 250 человек. Неприятель на д вух баркасах пытался высадить десант в 150 матросов, но, видя готовых к отпору крестьян в большом селении, «под при кры тием п уше чны х выстрелов, обратился на малую сторону селения... Сделав несколько выстрелов в церковь Рождества Пресвятые Богородицы, вломился в нее, извну три зажег» , и когда пламя охватило здание — «отплыл на пароход». Затем начался обстрел села из корабельной артиллерии. В Кандалакше вознинли п о ж а ­ ры — сгорело 46 нрес тьянс ких дворов и много д р у г и х по ­ строек. «Сверх того, -г. говорится в донесении, — сильно повреждена пробитая насквозь ядром колокольня... при церкви Рождества Иоанна Предтечи». Сама церковь за го ­ релась, но крестьяне , несмотря на стрельбу, бросились т у ­ ши ть огонь и «отстояли» ее. Маркс и Энгельс клеймили позором действия англо­ французской эскадры в Белом море, которая предприни­ мала «атаки на русские и лопарские деревни и уничтожа­ ла скудное имущество бедных рыбаков». На сожженной англичанами церкви Рождества Б о горо ­ дицы, ранее принадлежавшей Кандалакшскому монасты­ рю, находилось «два больших колокола и три колокола малых», в церкви Иоанна Предтечи — тоже пять колоко ­ лов, вес их указан: 25 пудов, 5, 4 и 1Ѵг пуда и 30 фунтов. Таким образом, большой колокол весил 410 килограм­ мов, самый малый — 12,3 килограмма. Вместо сгоревшей церкви на средства Синода в 1865 году была построена Богородице-Рождественская одно­ главая деревянная церковь на каменном фундаменте. Судьба колоколов сгоревшей церкви Рождества Богоро­ дицы, среди которых висел и дар Ивана Грозного, неиз­ вестна. В Коле, подвергшейся бомбардировке англичан в августе 1854 года, большой колокол каменного Благове­ щенского собора, весом около 70 пудов, от жары горя­ щей кровли расплавился на «слитки», но остальные пять колоколов, весом от полупуда до 18 с половиной пудов, не повредились. «Уши» какого большого колокола виднелись «на дне ре­ ки Нивы» в 1873 году — остается загадкой. 6. ОКОНЧАНИЕ ЛЕГЕНДЫ ЛЕГЕНДА о спрятанном колоколе не находит подтверж­ дения в исторических источниках. И все же она не просто вымысел. Легенда возникла на почве действительных ис­ торических событий и похожа на предание, Кандалакша в прошлом пережила не одно вражеское нападение, ее гра­ били и жгли шведы и англичане. Жителям приходилось, конечно, прятать свое наиболее ценное имущество от за­ хватчиков. Был в Кандалакше и «настоящий монастырь», и какой-то знаменитый колокол, который затем куда-то ис­ чез. Человеческая фантазия на свой лад переделала реалии прошлого и даже придала легенде о «серебряном коло­ коле» весьма любопытную концовку. Вот она: «И пошел с той поры у стариков завет — беспременно колокол вытащить. Как его опять на колокольню вздымут да звоном своим серебряным он зазвенит — тут все сно­ ва по-старому пойдет. А в старом-то много хорошего было; была у нас та­ кая гора лесистая, Погана варака прозывалась. Лес на кей был громадный, и малины в этом лесе и другой всякой ягоды была сила несусветная. Так вот те леса ныне-то все повырубили, и ныне на том месте кооператив и больни­ ца стоят. Где прежде болотца в травах лежали, ныне поч­ та, школа да сельсовет. А как колокол-то зазвонит — так все опять и перевернется: почта и школа сквозь землю провалятся, чугунка (железная дорога] лесом зарастет, над больницей камни содвинутся, все дороги мохом-яге- лем зарастут и пойдут по прежним лесным варакам дев­ ки в нарядных сарафанах собирать княженику-ягоду да малину... Только вот беда: нам-то колокола не вытащить, слабы стали, остарели, а молодежь ныне к святыне-то не больно прилежает: знай хохочут. Так скоро и место-то, где коло­ кол спущен был, совсем забудется». Концовка, как видим, касается молодежи. Как вы ду­ маете, стоит ли поднимать серебряный колокол с узора­ ми (может быть, литья самого Андрея Чохова), а главное — звонить в него? А вдруг вернется время Грозного царя? 12 января 1990 coda. Иван УШАКОВ, краевед. «КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ» 14.04.90. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz