Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ ван Легенда имеет продолжение, и весьма оригинальное, с скою в<«лхаА ^ кол°оРЖ ^ сокровенными чаяниями старшего поколения поморов. мон’аСтьірское, а четвертый КОЛОКОЛ ГОСУДАРЕВ». Но сделаем остановку и посмотрим, какова историческая ЭТУ ЛЕГЕНДУ я слышал неоднократно и в разных вари- основа приведенной легенды. Как виДим* колокол никуда не делся и нес свою служ- 1. ЕЩЕ ОДНА ЗАПИСЬ антах. Помню, в 1961 году житель Кандалакши Ф. Д. Гру чин водил меня по околице села и показывал остатки ста­ рины. «Вот здесь, — сказал Филипп Дмитриевич, указы­ вая на небольшую поляну, — стоял Кокков монастырь». На пустыре росла трава, и ничто, кроме определенно рас­ положенных камней, не свидетельствовало о былых строе­ ниях. Не осталось следов и от сгоревшей поблизости цер­ кви Рождества Богородицы. Попутно старожил села по- 2. РАЗГРОМ МОНАСТЫРЯ бу в новой церкви. Он не обезличен среди других коло­ колов. Он — память о благодеянии царя. Следовательно, легенда о сокрытии и исчезновении кандалакшского колокола не могла опираться на реаль- ЛЕГЕНДА в записи Немировича-Данченко о разорении ные события 1589 года. Кандалакшского монастыря шведами находит подтверж- 3. ЗАГАДКА КОК ОВА МОНАСТЫРЯ КАНДАЛАКШСКИЙ МОНАСТЫРЬ обычно именуется в дение в Соловецкой летописи под 1589 годом: «В ночи I D Q U W I V W W ІД У I U U l g I I W 1 *7 I • • ^ %» » ѵ» м ѵ * і %г • * ■ м w f ведал мне легенду о монастырском колоколе, который приходили немецкие люди к морю а Кандалашскую во- монахи. спрятали во время приближения врага. Колокол ™сть и на «онастырч на Кандалашскои. И а монастыре был не простой, а известный поморам, и монахи не хо- братию и в волости всех люден присеклн, а иные в реце тели, чтобы он достался врагу. тонули, и монастырь и церковь и волость пожгли, и живо- деловой письменности Пречистенским, так как церковь Я тогда не придал значения рассказу старика. Потом тЬ| поимали все, а людей побили 450 человек». называла Богородицу (которой посвящен монастырский мне говорили, что колокол был серебряный и подарил его Терминология XVI века, видимо, требует некоторого по- храм) «пречистой». В просторечье и легендах монастырь монастырю какой-то царь. Я знал, что в древности маете- яснения СЛОв: «немцами» тоі-да называли всех западноев- часто называется «Кокков». У Немировича-Данченко дан pa-литейщики добавляли в медь серебро, и колокол из- ропейЦев-неславян, в данном случае речь идет о шведах; двояко: «Коков (Кокуев)». Видимо, в XIX веке произноси- давал особенно приятныи, мелодичный, так называемый волость —— село; присекли — зарубили; побили — уби* ли по-разному. «малиновыи» звон, л и ; ж и в о т ы — имущество, все что нажито. в ПИСЦОв о й книге 1611 года, куда вносили сведения со Интерес к легенде возрос, когда я прочитал запись ее, Точная дата нападения — «на Петрово заговейно», то слов местных жителей, монастырь дважды назван Кокуе- сделанную в 1873 году молодым литератором Василием есть 23 Mfljj nQ старому стилю (начало Петрова поста). Ре- вым: «пречистенские старцы Кокуева монастыря»; «И все- Ивановичем Немировичем-Данченко (братом известного Нива в п0Л0в0дье трудно преодолима («иные в го за Пречистенскими старцы Кокуева монастыря...» драматурга и режиссера). Приведу предание о гибели тонули»). Кандалакшского монастыря полностью. р 4 1 Что за странное название? Откуда оно появилось? Ле тописное сообщ ение показывает: нападение шведов Монастыри , к а к правило , назывались по местности, где «Богатая была обитель. Братии больше трехсот человек кандалакшан внезапным , и ни о к а к о м с о кры - они находились, а т а кж е по имени святого или божества, считалось. Богачества — нивесть сколько. Счету в них мо- м м нахи не знали. Что утвари этой, что злата, камения само­ цветного, и не перечесть. Скота, угодий — ну, как ноне Соловки. Стояла, это, стояла обитель — и вдруг прошел слух, что швед идет на нее. Иноки сейчас скот угнали в горы, сокровища свои все зарыли, колокола бросили в реку и завалили их каменьями. И доселе на дне реки Ни­ вы, в Куйне, виднеются уши БОЛЬШОГО КОЛОКОЛА. По­ том стали молиться богу. Ждать-пождать... Приходит враг. В обители литургия шла. Швед этому не внял. Всех ино­ ков перебил. Священник выходит с дарами — его рогати­ ной, дьякона тоже. Только одного старца придушить за­ были, так господь ему такую силу дал, что после он один всех триста иноков схоронил и сам на засыпанной могиле помер. Монастырь шведы сожгли и убрались во- СВ0ВСИ” - - ТИН имущества , тем более ко ло ко ло в , в суматохе не мот - ко тором у они посвящались . Но Конуев? , Здесь явно речь идет о событиях 1589 тода, к к о т о р ы м ло быть речи. Кр овавое за говенье привело к полном у Еще и ? Л Г н д а л й ш Т а ! мы еще вернемся . р а зо р е н ию монастыря . ^ совсем в дру гом месте. ( И вот недавно со тоѵднииа Института языка ли теоатѵоы Возникает вопр о с : был ли в мона с тыре «серебряный» B q половине ХѴ | вена р у с с кие „ар то графы со- во недавно со трудница Института языка , литературы или Др у ГОи чем -то знаменитый колокол? здали «чертежи» р а зны х местностей России. В описи ар- , и истории Ка рел ь с ко го филиала А кад ем ии наук СССР обратимся к начальной истории монастыря . Он строился хива Посольского приназа , сделанной в 1614 году, сказа- Неонила Ар темовна Криничная опубликовала запись ле- в середине XVI вена. Первая жалованная грамота на 7 с но: «В коробье... чер теж Корельские и Лопсние земли к > лея Т 'ш ! С| ребрЯН0М волоко.ле . сделанную в деревне Кан- нетвертьк, лунов У£Я "й «ян 1553 М году .для монасть,. Мурманскому; морю. «^иаянсними " " Х р е і к ь я ' ” ' отмечено: далакше . Это совсем д р у го й вариант ле генды ; на село и Рсиого строенья и для лопсного нрещепом . «ветх, роспался *. с монастырь нападали у ж е не шведы , а «англичанка» — та к Г0д у 3^ и в ш е й МздесьЬ Л е ^ л о п и ^ В ^ а д а ч у мона- На основе ре гиональны х нарт во время правления Борн- г ззали в народе паровой фрегат ан глийс ко го флота, со - с тыря входило закрепление православной веры нрестив- са Годунова была выполнена огромная кар та всего Мо- Есршавший гр а б еж и и обстрелы п ом о р с ки х селений в шихся лопарей, приобщение и х к церкви и н р у с с ким обы- СНОвского государства , получившая название «Большой ( 854— 1855 годах. чаям. Ради этой цели правительство дало монастырю поч- ч ертеж» . От длительного пользования он тоже стал «встх и ти все необходимое для бо гослужения . В писцовой кн и ге .„избился весь и розвалился». Решено было сделать ело- в и а и ~ Василия А галина , составленной в 1574 году, сказано , что в весное описание всех мест, обозначенных на Чертеже , з воспроизвожу запись и. А . Криничнои с небольшими Кандалакше , в шатровой цер кви Рождества Пречистой Бо- _ рек> селений и д р у г и х гео граф иче с ких объектов с у к а - п изменениями народ но го говора . городицы находятся «образы (иконы ), и кн и ги да КОЛОКОЛ заНием расстояний между ними . Таи в 1627 году во зни к - ч один строение (дар) ЦАРЯ и велико го кня зя , а три нолоко- ла «К ни га Большому Чертежу» , ко торая служ ила справоч- Д «А было это, голубушка, годов аосемьдесят назад О тѵ ла поставил строитель того же монастыря» . ным пособием о п у т я х сообщения в России. Это очень к пору к нашей Кандалакше англичанка подходила. Слыха- Д о 1574 тода в России был лишь один царь _ Иван Ва- « " х ѵ . І .“.н Г " " " " ° ге° графии к ° нца ХѴІ ~ нача‘ ? А т о л ь к о ^ о и ш л а леш и * ЗН®*Т* сильевич Грозный , имя к о т о р о го ке толь ко сейчас, но и Относительно северного побережья Белого моря в «Кни- пришла, и уже сыздали про нее слава шла: идет тогда выделялось в р я д у правителей Р усско го го с уд а р - г0 Большому Чертежу» , в частности , сказано : на устье jj англичанка, ружьями да пушками палит, деревни жжет, ства g дальнейшем имя « гр о зн о го царя» обрастает леген- реки Порьей «монастырь КУКУЕВ , а от К у к уе в а монасты- £ м Г р е к и гун и "ы т . Ѵ о е Т е ’ & S T S E °„край £ Г ” еданиями- Царс- Кий к о пмо п ’ Канда‘ В Д Ы В ^ Д Я Й ^ р ^ Ѵ Г д Ѵ н а д " » . Я Й К Г Б ; Р _ ’ Заречье. Кокков монастырь звался. На- л а кш с к ом монастыре стал рели квией . мая 1589 года, существовали два самостоятельных мона- Р стоящий монастырь был, с монахами, с настоятелем, все И с тори к Русского Севера М. М. Бо гословский отмечал : стыря - К у к у е в и Канд ала кш с ки й . ™ w n гіЬ г с в к в а и о І ЫЛ В МОнастыРе на колокольне КОЛО- в к а ж д о й местности Поморья существует своя «наиболее в и с то ч н и ка х конца XV I — начала XV II века Порьегуб- bj КОП СсРсЬРЯНОИ, С узорами. И ЗВОНИЛ он звоном таким- чтимая обитель знаменитая подви гами о сновавше го ее с кий К у к уе в монастырь больше не упоминается . Писцо- ТО малиновым . ' J j „ _______ „ „ . . « . ч вая кн и га 1608 года содержит обширные сведения о Порье- . . святого ... или славившаяся ка кои -л и оо чуд о творной ико Губской волости, но ни словом не обмолвилась о Кукуевом ос Как про англичанку монахи прослышали - затревожи- Н0Й*’ -В П е че н г с ком монасть ,ре та ким «святым» был Три - монастыре . У ка за ны владения Печенгс.іого и Соловецного лись. Надо было колокол спасать. А куда спасешь' Ухо- Фон’ “ Соловках ~ “ “ УДотворцы» Зосима и Са .ватии , М о - монастырей , но Нунуев исчез. 3f ронить-то некуда. Думали-думали, однако надумали Сго- гиль| их посещались богомольцами. Верующие не».пи вкла- Посмотрим, что стало с Печенгским монастырем, кото- ви ворилась, ночью колокол с колокольни сняли 'да с пень- дь1, - рый бьіл РазгРаблен и сожжен почти одновременно с у ем, со свечами и с крестным ходом к реке его отнесли. Что же было святыней в Кандалакшском монастыре? Кандалакшским 30 ноября 1589 года. Оставшиеся в оі- Да промежду порогов в воду-то и спустили... А река Нива Основатель его остался безвестным; Краевед прошлого живых монахи (те, что во время разгрома монастыря на- у у нас буйна, порожиста, камениста. Над колоколом сей- века Д. Н. Островский называет основателем крестителя ходились в отъезде) собрались в Коле и построили двор н час же большущий камень сам собой навалился, и вода лопарей Феодорита — выдающегося церковного деяте- ПРИ Благовещенской церкви. В Коле существовал свой ле округ него ровно котел кипящий завилась. ля. Но подтверждений этому в источниках нет. Во всяком монастырь, основанный посадским человеком Семеном в і случае, в Кандалакшском монастыре даже не вспоминали Вянзиным, который, приняв монашество, стал игуменом ну, пришла англичанка, пошишевала, поразбойничала и феодорита. В Печенгском над могилой 116 убиенных шве- Сергием. Печенгскии монастырь, как пограничный, поль- ушла однако. Пошли монахи к реке колокол здымать. А дами поставили храм. В Кандалакше не было и такой свя- 30вался покровительством царского правительства. По колокол-то уж и не достанешь. Как ни пытались - ниче- тыни. Но о царском колоколе не забывали. челобитнои печенгских старцев в 1606 году кольский Пет- на го не поделать: вода бурлит, крутится, а колокол все Ал?йММихеалко1в1 и ^ П о с н и к ^ м ^ н ^ в ? «В том ^м онастІф Г - и Угодьями был отдан Печенгскому монастырю и пре- глубже под пороги на дно уходит. Так и отступились». писали они, — церковь с трапезою (столовою) и с келар- кратил самостоятельное существование. Остался Кольско- гр ропавловскии монастырь со всеми строениями, утварью

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz