Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ 6 ■ ' " • • ' ■ u i j M J u u . i 14 ИСТОРИЯ 30 ДЕКАБРЯ 19В9 г . (Начало в Л5 «7 3 — 54). 6. Во имя Троицы Первый этап деятельности Трифона на Печенге (при­ мерно с 1526 по 1532 гг.) — это проповедование хри­ стианства и крещение лопарей в православную веру. В итоге Трифон при содействии новгородского архи­ епископа Макария построил для новокрещеных Николь­ скую церковь. Второй этап, продолжавшийся около 20 лет, увенчался созданием монастыря. В грамоте Ивана Грозного, посланной ■ 1556 году шведскому королю , основатель Печенгской обители на­ зван «игумен наш святого чудотворца Николы» . О дальнейшем существовании Ни кольской церкви в сохранившихся докумен тах упоминаний нет. В писцовой кн и ге 1573/74 года она уже не значится . В описи 1608 года отмечено: «часовня поставлена для яо п с ко го кр е ­ щения и веры православныя». Все и с то чни ки называю т м она с ты р с кую церковь , соо­ р уж е н н ую для братии и слуг, при глаш е нны х • обитель Трифоном, Троицкой . В писцовой кн и ге Василия Ага- лина, составленной в 1573/74 году, сказано ; «На усть р в ки Маны монастырь Печенской первоначальной, а в нам церковь древяная ж Троицы Живоначальные бес пенья с трапезою» . Церкви с бо гослужением устроены на заливе, где шла торговля с иноземцами и был боль­ шой сбор народа в летнее, промысловое время. Итак, первая срубленная православная церковь в оби­ тели Трифона была посвящена Троице. Это весьма по­ казательно. Основатель монастыря в Лопской земле поступил так же, как в XIV веке известный в русской истории Сергий Радонежский. Троица — это единый бог в трех лицах: бог-отец, бог-сын и святой дух . Троица — символ единства и не­ расторжимости трех ипостасей бога — на и ко н а х изо ­ бражался обычно в виде трех юношей-ангелов. Идея мира и человеколюбия заложена в знаменитой «Троице» Андрея Рублева, иконе , ко тор ую х у д о ж н и к писал в усло­ вия х феодальной раздробленности Руси в стремлении предотвратить усобицы — «дабы воззрением побежда­ лась рознь». «Троица» — своеобразный гимн дружбе и добру, со гласию и братству людей. Прилагательное «живоначальная» означает «дающая начало ж и зни» , «животворная» . И кона являлась к а к бы кни гой для неумеющих чи ­ та ть («кто грамоты не разумеет»). Она отражала х р и ­ стианское вероучение . Вместе с тем, к и коне обраща­ лись с молитвой'. От нее ждали непосредственной помо­ щи . Поэтому и коны (иначе — образа) обретались не толь ко в цер ква х и часовнях, но и в каждой кр е с ть я н ­ с кой избе. Наряду с изображениями Спаса (Иисуса Христа), бо го ­ родицы , апостолов и ра зны х святителей на и кона х писались л и к и святых у годников , нередко с ж и ти й ны м и сценами. На Кольском Севере, к а к местночтимые, до ­ вольно часто в иконостасе находились и и коны с и зо ­ бражением преподобного Трифона. В. П. Жданов в своей статье «Лопарский апостол» обстоятельно описал одну из таких икон: Трифон пред­ ставлен в полный рост на фоне северной природы; видна «древняя церковь, которую поставил преподоб­ ный»; показано его «усталое, изборожденное глубоки­ ми морщинами лицо», согбенная фигура. Существовала и другая , высокочтимая и популярная в Коле икона святого Трифона — «В МОЛЕНИИ ТРОИ­ ЦЕ». Вначале она стояла в монастырской Петропавлов­ ской церкви (опись 1757 года), затем вЛ9 -главом Воскре ­ сенском соборе (опись 1803 года), наконец , передана во вновь построенный на день ги , пожертвованные еще Екатериной II, каменный Благовещенский собор (в ко то ­ ром ныне размещается Музей поморско го быта и и с к у с ­ с т в а ) . В перечне и кон по описи 1819 гоДа ука зан «образ преподобного Трифона Печенгсного в молении святой Троицы в рамах». ■ Редкий и характерный сюжет: Трифон молится Трои­ це. Именно ТроицеІ Почему такое предпочтение? Д у ­ мается, не случайно. Трифон поселился среди лопарей («лопян») по соседству с норвежскими . и шведскими землями. В составе его братии в монастыре были не только русские иноки, но и лопари. Этому есть доку­ ментальные подтверждения. В числе первых монахов указан «Логин Марков з детми (видимо, взрослыми сыновьями), а в мире звали Лотом». Лопарские старейшины и кебуны (служители старого культа) далеко не сразу примирились с незваным «пер- восельником». Еще недавно они, как говорит «Житиз» Трифона, «за власы его торгаху и о землю метаху, и бияху, и пхаху». Но Трифон был терпелив и упорен. Творил «беседы о куплях» (о выгодах торговли), рас­ сказывал о «пришествии сына божия, и о страстех (страданиях его), и о воскресении», показывая лопарям для убедительности «камень Иисуса Христа и его кровь». Философский смысл триединого бога, конечно, был непонятен лопарям, но идеалы дружбы, миролю­ бия и взаимопомощи вполне отвечали желаниям слуша­ телей проповедника. Т м ф О н д Почему ж е первая церковь для п е че н гс ки х лопарей была посвящена святому Ниноле? В Поморье русское население больше всего чтило чудотворца Николу нак своего представителя на небесах. Лопари издавна обща­ лись с поморами и, несомненно, знали о Николе к а к понровителе рыбаков и мореходов. Первая православная церковь на Кольском Севере была построена соловецки ­ ми монахами в Варзуге ■ 1491 году. Ее освятили во имя Николы . Постепенно число Н и ко л ь с ки х церквей росло, и возни кла по говорка : «От Холмогор до Колы тридцать три Николы» . Пра ктичный Трифон, надо полагать, пони ­ мал, что лопарям имя Николы ближе и более приемле ­ мо, чем какое -либо другое . Преемники и последователи дела Трифона построили на острове в устье реки Колы три церкви, в том числе Троицкую. Опись 1727 года дает о ней следующие све­ дения: деревянная, «четвероугольная о пяти главах», без отопления алтарь о пяти стенах, 12 больших и 4 малых, в алтаре, окна, «во всех окнах окончины слюдя­ ные в железе», крыша тесовая, кресты четырехконеч­ ные; при ней одноглавая колокольня о семи колоко­ лах, из которых большой весит 52 пуда 32 фунта (865,5 кг). Монастырь был обнесен оградой; над глав­ ным входом («святыми воротами»), с внешней сторо­ ны, находился «образ Троицы в трех досках с ликами святых чудотворцев». Столетия не ослабили нуль т Троицы . Летом 1887 года Колу посетили этнографы брат и сестра Харузины . Вера Нинолаевна Харузина оставила «Путевые воспоми­ нания», в ко торы х , в частности , писала: «Церковь во имя святой Троицы ... очень древна и ветха, но пользу ­ ется глубо ким уважением у колян . В ней находилась всеми почитаемая и кона святой Троицы». Ввиду обвет­ шания церкви священни ки перенесли служ бу в Благо­ вещенский собор, где и поместили вы со коч тим ую и кон у . «Этим, — отмечает Харузина , — они возбудили сильное недовольство среди нолян, которые убеждены, что са­ мой иконе не нравится таное перемещение. Ходят слухи среди жителей города, что часто ночные сторожа виде­ ли в Троицкой цер кви зажж е нны е свечи и лампады, не­ которые даже слышали службу» . Такова была вера в чудесную силу древней и ко ны , ноторую , по мнению не­ ко торы х , принес сам Трифон из Новгорода. 7. Долгая память Историк П. А. Бартенев писал: «Величие историческо­ го лица измеряется долговечностью памяти о нем». Хотя критерий Бартенева не вполне приемлем, но и небезоснователен. Применительно к Трифону можно сказать, что в дореволюционной истории нашего края нет деятеля, равного ему по долговечности памяти. Бытописатель К. А. Соловцов, три го д а 'п р о ж и вш и й в Коле, расспрашивал местных жителей о событиях про ­ шлого. В очерке , опубликованном в 1861 году, он о т ­ мечал: рассказов о глубо кой древности «я не мог най »и, кроме преданий... о ж и з н и свя тых Варлама Керетско го и Трифона Печенгсного». Таким образом, народная па­ мять колян восходила к XVI столетию и сохранила име­ на тех, ко го считали святыми . Трифон был популярен уже при жизни. Основанный им монастырь — хранитель русских земель в Заполярье — пользовался славой святого места у населения По­ морья и был в чести у верховной власти. Сам Иван Грозный не раз «жаловал» Трифона и его братию да­ рами и льготами. Показательно, что даже Феодорит, противник монастырского землевладения и «стяжания», расходившийся во взглядах на монашескую жизнь с Трифоном, перед кончиной (17 августа 1571 года в Со­ ловках) дважды ездил в обитель Трифона к его ино­ кам: однажды морем из Холмогор, а другой раз зи­ мою «на пруткошественных еленех..., не щадяще старо­ сти и немощного тела». «Мало книжный» Трифон не оставил ка ких -либо сочи ­ нений. Он вел беседы с учени ками , наставлял их , к а к вести праведную ж и з н ь и заботиться об укреплении православной веры в крае . Заповеди Трифона счи та ­ лись непреложными . Одна из легенд, бытовавших среди поморов, объясняет гибель монастыря в 1589 году пр о ­ рочеством Трифона. Когда шведы подступили к обите­ ли, и гумен запретил братии вступать в битву , хотя мно ­ гие готовы были сражаться с врагами . «Нет, — сказал игумен , — это воля Божия , о ней пред своей кончиной , не упоминая часа, предсказал святитель Трифон, а п о ­ тому нельзя ей противи ться и необходимо... п рин я ть ве­ нец м ученический» . К а к знать , может быть , т а к и было. Удивляет уважительное отношение местного населения ко всему, что хранило память о Трифоне. Ц ер кв уш ка во имя Бориса и Глеба стояла • почти безлюдной местно­ сти. Пра ктиче с ки ее ни кто не охранял , и все на пр о тя ­ ж е нии столетий оставалось • полной сохранности ! Для ! ред ких посетителей из образованного общества она вы ­ глядела музеем церковной старины и этнографии , а та кж е ли ч ны х вещей Трифона. Так, например , отозвал-] ся о Борисоглебской древней цер кви п ублици с т Е. Л. Коче тков в 1895 году : т у т храня тся «деревянные пани -І кадила... священнические одежды св. Трифона, его еван -| гелие и крест, церковные к н и г и и много икон ... из к о и к некоторые , надо думать , были уж е древними в XVI стсь] летии». К сожалению , мы та ким бережным отношением к и с ­ ториче с ким памя тни кам и реликвиям не отличаемся.) Совсем недавно писатель В. А. Смирнов поведал в «По­ лярной правде» о том, к а к этим летом солдаты запросто ] сож гли в Поное с та ри нн ую церковь. ' Строения и природа «святого места» нашли отраже­ ние на полотнах русских художников. Валентин Серов, написал картину «Трифоно-Печенгский монастырь», а) Константин Коровин — серию эскизов: «Ручей св. Три­ фона», «Водопад св. Трифона» и др. (1894 год). До недавнего времени роль церковных деятелей в нашей истории замалчивалась или искажалась. Сейчас же многие пишущие на эту тему впадают в идеализа­ цию прошлого, допускают однобокость в освещении жизни старой России. Хотелось бы, чтобы наша исто­ рия во всем была правдива и объективна. Больший вес должны иметь факты, а не размышления, оторванные от документальных материалов. * Трифон, несомненно, кр упная историческая лич ­ ность. И все же едва ли применимо к нему громное именование — «лопарский апостол». Термин, придуман ­ ный пане гиристами в дореволюционное время, мне представляется неудачным . Трифон не был лопарем. Он — сын свящ енни ка из-под Торж ка в Новгородской земле. И у ж одно это говорит о его русском прои с хож ­ дении. Апостолы — это у чени ки Иисуса Христа. В пере­ носном смысле — выдающиеся последователи ка ко го - либо учения , провозвестники какой -либо идеи или движе ­ ния. Термин «апостол» не соответствует масштабу лич ­ ности Трифона, деятельность которо го о граничивалась лиш ь частью Лапландии. Большинство лопарей было крещено Феодоритом, а в Поное — Феогностом. Для массового читателя, не очень искушенного в религиозной терминологии, необходимо пояснение и к понятию «просветитель лопарей». В церковной лите­ ратуре под «светом» подразумевается христианство, а под «тьмой» — язычество. Отсюда человек, несущий «свет» христианского учения, назывался «просветите­ лем». Однако мы вслед за В. И. Лениным относим к просветителям деятелей типа Н. И. Новикова, Н. А. Добролюбова, которые несли народу свет научного •знания. Трифон насаждал официальную российскую религию. В идейно-нравственном отношении наследие Трифо­ на содержит много положительного. Это призыв к еди­ нению и братству людей, милосердию и взаимопомо­ щи. Великий Пушкин поставил в оценке своего творчест­ ва на первое место моральную сторону: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...» Имя Трифона, его «Житие» и проповеди звали лю­ дей многих поколений к праведной жизни. Но человек средневековой эпохи уже не может быть образцом деятельности для нас, жителей конца XX ве­ ка. Мы — люди другой эпохи, другого мировоззрения. Отдавая должное заслугам предков, в том числе и религиозных людей, мы не можем руководствоваться их установкой — «земная жизнь для спасения души», уповать на молитвы и чудеса. Это пройденный этап че­ ловеческой цивилизации. Сейчас у нас другие задачи. Вечными же остаются идеалы гуманности, добра, люб­ ви и братства народов. Иван УШАКОВ, «раедед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz