Белый Мурман : памяти профессора И. Ф. Ушакова : [сборник статей] / Мурм. гос. пед. ун-т ; [редкол.: А. В. Воронин (науч. ред.), А. А. Киселев, П. В. Федоров. - Мурманск : МГПУ, 2004. - 107 с.
60 конец, поставил задачу - „организовать ударный отряд, хотя 100 человек, с кем начать ре волюцию". Лопинцев отвечал: настроения в командах ясно не определились, но сам он „готов стать в революционные ряды", на что „капитан Орлов сказал: „У нас мысли одни... будем подготовляться”1. 24 ноября Орлов зачислил в комендантскую команду мобилизованного солдата Григория Ивановича Радченко. Бывший моряк являлся некогда членом ЦК Мурманской флотилии, затем служил водителем на городской узкоколейке (так называемом "мурман ском трамвае")2, Радченко лично знал очень многих рабочих и служащих портовых судов и учреждений Мурманска3. Подручный Орлова, Радченко стал связующим звеном между несколькими группами заговорщиков4. В торговом порту зачинщиком заговора явился кочегар буксирного парохода ,3ыг” Козьма Яковлевич Песочников. В Мурманск он прибыл из кемского порта 28 октября 1919 года5. Песочников - уроженец Холмогор, имел 29 лет и профессию моториста, полу ченную во время военной службы на Балтийском флоте. В Петрограде он стал большеви ком; во время февральской революции, по его словам, „первым начал снимать погоны с офицеров". По прибытии в Мурманск, рассказывает верный ленинец, "у нас организовалось землячество... Мы собирались в каждую удобную для нас минуту и обсуждали вопрос, как начать восстание ... делились впечатлениями, читали белогвардейскую газету „Вест ник" и судили, как у них обстоит дело... стремились узнать, как они крепки и ждали толь ко удобного момента напасть, вступали в контакты с другими службами: „Мы развернули влияние на учебную команду, где были также наши люди, всюду, где хотите, хоть один, хоть два, но наши, и от них мы узнавали то, что нам было надо"6. За „перемену власти" выступал земский деятель, юрист Александр Иванович Иг натьев, который не являлся революционером. По сообщению большевика А.И. Шитикова, А.И. Игнатьев „занимал выдающуюся должность председателя продовольственного Ко митета по снабжению населения (Оземотдела), был близким знакомым помощника гене рал-губернатора Ермолова и всех остальных высших чинов... Он говорил, что нужно го товиться, эта власть продержится недолго, приходит ей конец"7. Еще один очаг подготовки восстания возник на транспорте „Ксения". Это был ме ханический завод на плаву - целое предприятие, 120 рабочих высокой квалификации. Винтовой пароход ,Дсения" был построен в 1900 году; его длина 106,2 метра, ширина 14 метров, площадь пола 533,4 квадратных метров, грузоподъемность - более 3 тысяч тонн, скорость хода - 18,5 километров в час; имелось четыре паровых машины (главная - 1950 лошадиных сил), три динамо-машины, 18 станков, паровой молот и другие механизмы8. В отличие от портовых грузчиков и строителей с переменным составом, на „Ксении" тру дился довольно сплоченный коллектив. Начальником транспорта-мастерской являлся опытный и авторитетный капитан Раффельд9. Предприятие никогда не оставалось без ра боты: производились литейные, токарные, поковочные операции по ремонту и оборудова нию судов, портовых приспособлений и машин. Существовали тесные производственные связи со многими службами. Пропагандой большевистских идей на судне занимались слесарь Хохлов, председа тель комитета металлистов и столяр Г. Васильев, председатель судового комитета . Капи 1Там же, д.ЗО , л.25-28. 2Там же, д .11, л. 15; ф.45, оп.1, д.36, л.8. 3Там же, ф. 566, on. 1, д. 27, л.42 и об., 137, 255. 4Там же, ф.П-102, д.28, д.29; д.30, л.32. 5 Там же, ф. 134-И, on. 1, д. 176, л.248. 6 Там же, ф.П-102, оп.1, д.28, л.27 об.-29. 7 Там же, д. 11, л. 13 об. - 14. 8 Там же, ф. 134-И, on. 1, д. 96, л. 157. g Там же, д. 93, л. 64. 10 Гам же. ф. П-102, д .11, л. 14 об., 18, д. 40, л. 49.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz