Белый Мурман : памяти профессора И. Ф. Ушакова : [сборник статей] / Мурм. гос. пед. ун-т ; [редкол.: А. В. Воронин (науч. ред.), А. А. Киселев, П. В. Федоров. - Мурманск : МГПУ, 2004. - 107 с.

60 конец, поставил задачу - „организовать ударный отряд, хотя 100 человек, с кем начать ре­ волюцию". Лопинцев отвечал: настроения в командах ясно не определились, но сам он „готов стать в революционные ряды", на что „капитан Орлов сказал: „У нас мысли одни... будем подготовляться”1. 24 ноября Орлов зачислил в комендантскую команду мобилизованного солдата Григория Ивановича Радченко. Бывший моряк являлся некогда членом ЦК Мурманской флотилии, затем служил водителем на городской узкоколейке (так называемом "мурман­ ском трамвае")2, Радченко лично знал очень многих рабочих и служащих портовых судов и учреждений Мурманска3. Подручный Орлова, Радченко стал связующим звеном между несколькими группами заговорщиков4. В торговом порту зачинщиком заговора явился кочегар буксирного парохода ,3ыг” Козьма Яковлевич Песочников. В Мурманск он прибыл из кемского порта 28 октября 1919 года5. Песочников - уроженец Холмогор, имел 29 лет и профессию моториста, полу­ ченную во время военной службы на Балтийском флоте. В Петрограде он стал большеви­ ком; во время февральской революции, по его словам, „первым начал снимать погоны с офицеров". По прибытии в Мурманск, рассказывает верный ленинец, "у нас организовалось землячество... Мы собирались в каждую удобную для нас минуту и обсуждали вопрос, как начать восстание ... делились впечатлениями, читали белогвардейскую газету „Вест­ ник" и судили, как у них обстоит дело... стремились узнать, как они крепки и ждали толь­ ко удобного момента напасть, вступали в контакты с другими службами: „Мы развернули влияние на учебную команду, где были также наши люди, всюду, где хотите, хоть один, хоть два, но наши, и от них мы узнавали то, что нам было надо"6. За „перемену власти" выступал земский деятель, юрист Александр Иванович Иг­ натьев, который не являлся революционером. По сообщению большевика А.И. Шитикова, А.И. Игнатьев „занимал выдающуюся должность председателя продовольственного Ко­ митета по снабжению населения (Оземотдела), был близким знакомым помощника гене­ рал-губернатора Ермолова и всех остальных высших чинов... Он говорил, что нужно го­ товиться, эта власть продержится недолго, приходит ей конец"7. Еще один очаг подготовки восстания возник на транспорте „Ксения". Это был ме­ ханический завод на плаву - целое предприятие, 120 рабочих высокой квалификации. Винтовой пароход ,Дсения" был построен в 1900 году; его длина 106,2 метра, ширина 14 метров, площадь пола 533,4 квадратных метров, грузоподъемность - более 3 тысяч тонн, скорость хода - 18,5 километров в час; имелось четыре паровых машины (главная - 1950 лошадиных сил), три динамо-машины, 18 станков, паровой молот и другие механизмы8. В отличие от портовых грузчиков и строителей с переменным составом, на „Ксении" тру­ дился довольно сплоченный коллектив. Начальником транспорта-мастерской являлся опытный и авторитетный капитан Раффельд9. Предприятие никогда не оставалось без ра­ боты: производились литейные, токарные, поковочные операции по ремонту и оборудова­ нию судов, портовых приспособлений и машин. Существовали тесные производственные связи со многими службами. Пропагандой большевистских идей на судне занимались слесарь Хохлов, председа­ тель комитета металлистов и столяр Г. Васильев, председатель судового комитета . Капи­ 1Там же, д.ЗО , л.25-28. 2Там же, д .11, л. 15; ф.45, оп.1, д.36, л.8. 3Там же, ф. 566, on. 1, д. 27, л.42 и об., 137, 255. 4Там же, ф.П-102, д.28, д.29; д.30, л.32. 5 Там же, ф. 134-И, on. 1, д. 176, л.248. 6 Там же, ф.П-102, оп.1, д.28, л.27 об.-29. 7 Там же, д. 11, л. 13 об. - 14. 8 Там же, ф. 134-И, on. 1, д. 96, л. 157. g Там же, д. 93, л. 64. 10 Гам же. ф. П-102, д .11, л. 14 об., 18, д. 40, л. 49.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz