Белый Мурман : памяти профессора И. Ф. Ушакова : [сборник статей] / Мурм. гос. пед. ун-т ; [редкол.: А. В. Воронин (науч. ред.), А. А. Киселев, П. В. Федоров. - Мурманск : МГПУ, 2004. - 107 с.

53 политические события и скудость средств. Временную приходскую церковь во имя по­ кровителя моряков святого Николая соорудили неподалёку от Порта и Базы. На плане го­ рода, утвержденном в апреле 1919 года, означена "улица Церковная" — примерно там, где сейчас пролегает улица К. Самойловой1. Здесь в скромном деревянном здании проходили богослужения и религиозные церемонии. В совдеповский период руководствовались «Законом о свободе совести", изданном еще Временным правительством 14 июля 1917 года, и постановлениями Совета народных Комиссаров от 19 февраля и 16 апреля 1918 года. Каждый гражданин мог исповедовать любуюрелигию или никакую, считать себя неверующим2. Советское правительство декретом 23 января 1918 года отделило церковь от госу­ дарства и школу от церкви. Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский разослал предписания об исключении Закона Божьего из программ учебных заведений. Стало про- поведываться безбожие, начались притеснения духовенства. Кое-где закрывались храмы. Религиозность населения ослабела. Священников, если они являлись «просвещать» мат­ росов, избивали и прогоняли о кораблей3. В Москве, по сообщениям местной печати, на Красной площади, близ часовни весьма чтимой иконы Иверской Божьей Матери, больше­ вики крупными буквами написали: «Вера для народа - то же самое, что опиум, одурмани­ вающий людей»4. Белые правители на Севере провозгласили автономию школы и дали право педаго­ гическим советам совместно с родителями учащихся самим решать преподавать ли Закон Божий. При этом Отдел народного образования ВУСО рекомендовал школам, „в отмену большевистских распоряжений", оставить Закон Божий в числе обязательных предметов обучения с двумя оговорками: учащиеся освобождаются от изучения Закона Божьего по письменным заявлениям их родителей или опекунов; несдача Закона Божьего не препят­ ствует переходу в следующий класс5. Родители детей, обучавшихся в мурманских школах, высказались за преподавание Закона Божьего. В учебном плане на 1919/20 год этому предмету в Высшем начальном училище во всех четырёх классах отводилось по 2 часа учебного времени в неделю6. В политике Временного Правительства Северной области религиозная тема далеко не первенствовала. В обращении «К населению» 18 февраля 1919 года, при изложении це­ лей борьбы, содержалась фраза: будем „строить государственную жизнь Области на де­ мократических началах, охраняя права Церкви и религии"7. Приступая к созданию „Мур­ манской армии" военные руководители края А.В. Гапонов и Н.И. Звегинцев даже словом не обмолвшшсь о включении в войска священников8. Гражданский начальник В.В. Ермо­ лов в публичных, выступлениях порицал большевиков за „осквернение святынь нашей ве­ ры", но почти не содействовал работе Церкви9. У него хватало других дел. В лектории, работавшем в Мурманске, не встречается религиозных тем. Храмы на Кольском полуострове продолжали действовать как и прежде. Вера не иссякла. Но местный благочинный, протоиерей Николай Попов 14 февраля 1919 года пи­ сая своему приятелю в Умбу: „Народ, к церкви, не особенно усерден"10. В годовщину убийства К.Ф. Кетлинского, 10 февраля 1919 года, в Николаевской ' Там же, д.З, л.9. 2 Бардилева Ю.П. Церковь в годы Гражданской войны. - Наука и бизнес на Мурмане. 2002. № 1, с. 13-15. 5ГАМО ф. П-102, д. II., л.23 и об.; д. 28, л.34 об. ‘ MB. 1919. № 94. 5ГАМО, ф. 9, д. 6, л. 22 об., 27 об. * Там же, ф. 8, д. 18. л. 25. 7MB. 1919. № 16. *ГАМО, ф. 919, д. 3, л. 42-45 /приказ. "О формировании. Мурманской армии"/; ф.566, д.27, л.305 /текст при- ’ МВ. 1919. № 33. 10ГАМО, ф. И-9.Л. 114, л. 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz