Белый Мурман : памяти профессора И. Ф. Ушакова : [сборник статей] / Мурм. гос. пед. ун-т ; [редкол.: А. В. Воронин (науч. ред.), А. А. Киселев, П. В. Федоров. - Мурманск : МГПУ, 2004. - 107 с.

30 профессиональные Союзы, но не допуская их вмешательства в распоряжения по управле­ нию предприятиями. Во имя спасения Родины ВПСО призывает всех к. выдержке, спо­ койствию, труду и жертвам. Все силы на борьбу с большевизмом". Под обращением стоя­ ли подписи заместителя Чайковского П.Ю.Зубова, генерал-лейтенанта Е.К.Миллера и других членов ВГІСО1. Политическая платформа ВПСО исходила из установок Чайковского, но она мно­ гими деятелями белого движения не разделялась. Справа её критиковали за социалистиче­ ские устремления монархически настроенные офицеры и чиновники, а такие местная буржуазия, слева - за тесное сотрудничество с союзниками и зажим демократии, обвиняли в непоследовательности, бывшие советские работники, профсоюзные активисты. Англи­ чане и французы мало считались с правительством Чайковского, отводили ему роль хо­ зяйственную, сам же лидер белого движения на Севере хотел сохранить за собой само­ стоятельность и быть „в глазах населения защитником его правей свобод"2. Война с Советской Россией потребовала жестких мер по отношению к противни­ кам ВПСО. Его стали упрекать в отходе от намеченной программы деятельности, на что Чайковский, будучи в Париже, пояснил.: „Мы не за диктатуру, но мы за твердую военную власть. Только она может спасти Область"3. Идеологи белого движения возлагали большие надежды на деятельность земских и других самоуправлений. С.Д.Сазонов, представитель антисоветских правительств на тер­ ритории России при Верховном командовании в Париже, говорил: „Одним из самых вред­ ных недостатков прежнего образа правления было стремление направлять мелочи жизни далеких, окраин оіромной страны при помощи отдаленного центра. В новой России на­ оборот - местное управление делами должно быть положено в основу существования... Следует передать все местные дела в ведение самого населения, имея в виду различные местные условия, исторические традиции, разные обычаи и разный уровень культуры... не стеснять ни религии людей, ни употребления их языка". Сазонов видел будущую Рос­ сию, имеющей единую Конституцию и ряд основных общих законов, но при этом про­ винции должны иметь местное законодательное собрание, выбранное всем местным насе­ лением... с исполнительной властью, ответственной перед ним..., включая провинциаль­ ные суды и финансы, и пользующееся всею полнотою, власти в пределах своей террито­ рии" при четком разіраничении функции центральной и местной администрации4. Как актуально звучат эти рассуждения в наше время, когда решаются вопросы фе­ дерализма. В январе 1920 года, при участии Чайковского, в Варшаве был сформирован Рос­ сийский Политический комитет, в программе которого, в частности, значились такие пункты: „избрание будущей, „третьей" России, (то есть не монархической и не большеви­ стской. - И.У.), законодательное собрание на основе всеобщего, равного, непосредствен­ ного и тайного голосования; передача земли народу при уничтожении крупной и сохране­ нии мелкой собственности"5. Какой должна стать Россия после победы над большевиками обсуждали не только руководители белого движения, но и публицисты, земские деятели. Практическая деятельность Северного правительства протекала в обстановке Гра­ жданской войны. Подавлялась свободная мысль. Ограничивались торговые и валютные операции. Буржуазные дельцы сетовали: "Меры, предпринимаемые правительством, несут на себе налет большевизма, ведут к умерщвлению торгово-промышленной жизни и ката­ строфе со снабжением области" . 1Там же. X? 16. 3 Сквозь бури..., с.'/0-71, 75. 3 Архив русской революции. Т.ІХ. М. 1991, с.40. 4 МБ. 1919 № 105 (12 сентября). ' Военно-исторический журнал. 2001. № 11, с.43. 6 Голдин В.И Интервенция .. с 170.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz