Профессор Иван Федорович Ушаков : к 100-летию со дня рождения ученого : биобиблиографический указатель / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составители: О. Н. Фролова [и др.] ; редколлегия: С. З. Баскакова [и др.], авторы вступительных статей: доктор исторических наук, профессор П. В. Федоров, кандидат экономических наук, доцент И. Б. Циркунов. - 4-е изд., доп., испр. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. - 118, [1] с. : ил., портр. ; 24 см. - (Серия «Краеведы земли Кольской»).
мах спецкурсов, методическом пособии и учебном пособии для школы по истории родного края. По этому поводу профессор А. Киселев так вспоминал и оценивал коллегу И. Ушакова: «Его труды в помощь школьным учителям были неоценимым вкладом в дело заполярного просвещения. Они были, как правило, конкретными, без «воды» и вы сокой политики, оказывая действенную помощь преподавателям»3. Во-вторых, само эстетическое восприятие будем рассматривать буквально, как эстезу, или непосредственное восприятие явлений, в нашем случае - текста (эст, эстез аЧстѲпсті^ - с греч. - чувство, ощу щение). Эстетическое восприятие Ивана Федоровича, на наш взгляд, так же имеет две стороны. С одной стороны, следует учитывать его ис следовательское восприятие исторических фактов и явлений, с дру гой - само восприятие его научного произведения. Основой эстезы Ушакова является текст, его научный текст. Однако этот научный, а чаще научно-популярный текст приближается по восприятию, по эстетике восприятия к художественному или документально-худо жественному тексту. Наверное, поэтому отдельные его произведения неоднократно были опубликованы в литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Север» (1991, № 2, 1993, № 3, 1994, № 4, 1996, № 11/12, 1998, № 4, 1999, № 4), а также в журнале «Наш современник» (2001, № 8 ). Иван Федорович даже предложение получил стать членом Союза писателей России... Но это только внешняя сторона эстезы текста Ивана Федорови ча Ушакова. В дополнение к внешней стороне эстезы уточним, что текст Ушакова, как эстетический факт, социален и демонстрирует собой единство социального и эстетического фактов. Социальность предполагает не только известную масштабность явления, но и неко торое «отзеркаливание» эстетического факта. Чтобы не потеряться в масштабах и «зазеркалии» социального, вернемся к самой эстезе. По нашему мнению, классическая риторика разработала продуктивный путь подготовки речи, устной речи, лучшие образцы которой называ ются красноречием, что указывает на наличие эстетического факта. Понимая различие между устной и письменной речью, мы исходим из того, что в их основу положен текст, слово. « .Риторика взяла на себя чрезвычайно масштабную задачу: всесторонне описать характер вза имосвязи между «миром вещей» и «миром слов», иными словами, по казать, как происходит «трансформация» предмета в слово»4. Теперь мы попытаемся применить риторический анализ к тексту профессора Ушакова. Прежде всего выделим этап инвенции (нахождение, изобрете ние), когда исследователь отбирает материал, как правило архивный, и систематизирует свое собственное знание. Таким образом, автор за 3 Киселев А. А. Слово о юбиляре / / Наука и бизнес на Мурмане. 2001. № 1 (22). С. 38. 4 Никитина Е. С. Смысловой анализ текста: психосемиотический подход. М., 2019. С. 77. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz