Тучков, А. И. Военный фактор в становлении и развитии северного форпоста русской православной цивилизации // Север и война : седьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Мурманск - Трифонов-Печенгский монастырь - г. Заполярный, 4-6 августа 2014 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2015. - С. 121-139.
А. И. Тучко] общества, в одних случаях мы обнаруживаем, что оно состоит в сыновнем родстве с более древним обществом благодаря наличию вселенской церкви. В других случаях такая связь не просматривается. Итак, мы определили, что вселенская церковь является основным признаком, позволяющим предва рительно классифицировать общества одного вида. Другим критерием для классификации обществ является степень удаленности от того места, где дан ное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев по зволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале, с тем, чтобы определить место каждого из них в непрерывном процессе развития». Причем нашу цивилизацию А. Дж. Тойнби называет по религиозной осно ве — «православная», хотя для наших соседей, католически-протестантской цивилизации, используется географический термин «западная».1 Есть определения и классификации, которые выделяют в цивилизациях в первую очередь их религиозную основу. К примеру, доктор исторических наук В. Рыбаков дает следующее определение цивилизации: «Цивилиза ция — это ареал и продукт распространения определенной мировой этиче ской религии и выросшей на ее базе культуры». Поэтому он выделяет ис ламскую, буддийскую и, разумеется, православную цивилизации.2Ему вто рит И. Подберезский, выделяющий по религиозному признаку всего 4 ци вилизации: Pax Christiana (мир Запада), Pax Sinica (конфуцианский мир), Pax Islamica (мир ислама), Pax Indica (мир индийской духовности).3 Отли чие здесь одно — особой, русской православной , цивилизации И. Подберез кин не видит. Более того, для причисления русских к «миру Запада» ис пользуется даже такой, прямо скажем, непервостепенный факт обществен ных эмоций, как ирония и самоирония, якобы свойственная Западу, но не свойственная Востоку.4О существеннейших различиях Западной и Восточ ной (православной, ортодоксальной, то есть основной, если угодно, корен ной) ветвей христианства здесь и речи не идет. А за 960 лет (в этом году мы, слава Богу, не отмечаем круглую дату раскола), прошедших с первого акта Великой схизмы, отпадения римо-католиков от Православной Церкви, та ких различий накопилось более чем достаточно. В том числе и в догматах. Но есть, к примеру, и такое важное отличие в истории Церкви — хри стианство в России оказалось более стойким. На крови миллионов мучени 1 Там же. С. 100. 2 Рыбаков В. Пропасть господства / / Литературная газета. 2014. № 25. С. 9. 3 Подберезский И. В. Восток — дело тонкое... М.: ACT: Восток-Запад, 2003. С. 35-36. 4 Тамже. С. 40. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz