Тучков, А. И. Русский Север как форпост русской Православной цивилизации // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-воМурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. – С. 241-253.
Русский Север как форпост русской Православной цивилизации ли это уборки сена, раздела земли на «жеребья» или строительства домов и храмов. Широкое самоуправление, надо отметить, распространялось не только на «низы» северного общества, но и на самый «верх» управления обширным Заволочьем. Это касалось и времени, когда вечевые институты Господина Великого Новгорода, Господина Великого Пскова или Вятки уже отошли в область преданий. Например, Двинской землей с 1556 по 1587 гг. управлял избранный двинский «излюбленный голова», ополчения возглавляли тоже избранные «головы». Только рост военной опасности заставил сменить «голов» воеводами. Управление в волости так и осталось выборным, сосредотачиваясь в руках сотских, волостных и погостных ста рост. Даже город Холмогоры - первая «столица» Русского Севера - имел структуру, совершенно отличную от городов и северных, и центральных, и южных, «украинных», уездов Российского царства. Холмогоры состояли из четырех отдельных посадов (Курцева, Глинского, Никольского и Ива новского), каждый из которых представлял собой самоуправлявшуюся об щину - прямой аналог общин-«концов» Великого Новгорода. Даже в офи циальных документах город именовался специальным термином - «Хол могорские посады». Значение Холмогор было отражено и в первом титуле архангельского Архиерея - преосвященный Афанасий именовался архие пископом Холмогорским и Важским. Кстати, события первой общерусской гражданской войны, Смуты нача лаXVII в., показали, что политика опоры самодержавных царей на северную демократию была мудрой. Москву от осады войск Тушинского вора осво бождало северное ополчение Скопина-Шуйского; шведские войска били под Колой в 1611 г.; мужественно держал оборону Кирилло-Белозерский монастырь; удерживал за Россией громадные земли монастырь Соловец кий, отбивший два шведских похода... Даже жалование бойцы ополчения, «избранного всею землею человека» Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, получали из средств Соловецкого монастыря.10 После воцарения Михаила Федоровича в 1613 г. северные общины суме ли отразить натиск «воровских казаков» и слуг королевича Владислава, вы держав пятилетнюю ожесточенную войну.11Таков был потенциал прочно- 10 Соколов А., прот. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Н. Новгород; Саранск, 2005. С. 68. 11 Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М.: Мысль, 1990. - С. 103-136; 195-199. 249
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz