Тучков, А. И. Русский Север как форпост русской Православной цивилизации // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-воМурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. – С. 241-253.

Русский Север как форпост русской Православной цивилизации ли это уборки сена, раздела земли на «жеребья» или строительства домов и храмов. Широкое самоуправление, надо отметить, распространялось не только на «низы» северного общества, но и на самый «верх» управления обширным Заволочьем. Это касалось и времени, когда вечевые институты Господина Великого Новгорода, Господина Великого Пскова или Вятки уже отошли в область преданий. Например, Двинской землей с 1556 по 1587 гг. управлял избранный двинский «излюбленный голова», ополчения возглавляли тоже избранные «головы». Только рост военной опасности заставил сменить «голов» воеводами. Управление в волости так и осталось выборным, сосредотачиваясь в руках сотских, волостных и погостных ста­ рост. Даже город Холмогоры - первая «столица» Русского Севера - имел структуру, совершенно отличную от городов и северных, и центральных, и южных, «украинных», уездов Российского царства. Холмогоры состояли из четырех отдельных посадов (Курцева, Глинского, Никольского и Ива­ новского), каждый из которых представлял собой самоуправлявшуюся об­ щину - прямой аналог общин-«концов» Великого Новгорода. Даже в офи­ циальных документах город именовался специальным термином - «Хол­ могорские посады». Значение Холмогор было отражено и в первом титуле архангельского Архиерея - преосвященный Афанасий именовался архие­ пископом Холмогорским и Важским. Кстати, события первой общерусской гражданской войны, Смуты нача­ лаXVII в., показали, что политика опоры самодержавных царей на северную демократию была мудрой. Москву от осады войск Тушинского вора осво­ бождало северное ополчение Скопина-Шуйского; шведские войска били под Колой в 1611 г.; мужественно держал оборону Кирилло-Белозерский монастырь; удерживал за Россией громадные земли монастырь Соловец­ кий, отбивший два шведских похода... Даже жалование бойцы ополчения, «избранного всею землею человека» Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, получали из средств Соловецкого монастыря.10 После воцарения Михаила Федоровича в 1613 г. северные общины суме­ ли отразить натиск «воровских казаков» и слуг королевича Владислава, вы­ держав пятилетнюю ожесточенную войну.11Таков был потенциал прочно- 10 Соколов А., прот. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Н. Новгород; Саранск, 2005. С. 68. 11 Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М.: Мысль, 1990. - С. 103-136; 195-199. 249

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz