Тучков, А. И. Русский Север как форпост русской Православной цивилизации // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-воМурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. – С. 241-253.
Тучков Антон Иванович ник помещичьего землевладения/ центральная власть не делала на Севере ничего подобного. Наоборот, «дворчане», холопы новгородских бояр и «примученные» ими инородцы получили свободу, стали государевыми тя глецами, что резко подняло их социальный статус.8 Земская реформа Из бранной рады, инициированная, кстати, ходатайством в Москву северян (важских жителей) в 1552 г., - вообще передала местное управление, суд и даже военную защиту государевых земель в руки северных общин. При этом никакого разделения жизни на церковную и светскую Русский Север не знал. Волость в XVI-XVII вв. представляла собой не только хозяйственный союз, который наделялся государством, кроме самоуправления, политиче скими функциями, но и церковной общиной. Практически каждая волость совпадала с церковным приходом.9 П. П. Козорезенко. Часть триптиха «Первые поморы». 1990-1995. Таким образом, Русский Север представлял собой область господства не только монастырей, но и демократических институтов. В Поморье всег да господствовало крестьянское землевладение в дворцовых и «черных» волостях. Это был край традиционных договорных отношений крестьян не только с монастырями и государевыми людьми, но и между собой, касалось 7 Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России. М.: Мысль, 1985. С. 90-135. 8 Платонов С. Ф. Из прошлого Русского Севера / / Платонов С. Ф. Сочинения: в 2-х тт. СПб., 1994. Т. 2. С. 323-324. 9 См., например: Богословский М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. 2. М., 1912. С. 19. 248
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz