Тучков, А. И. Русский Север как форпост русской Православной цивилизации // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-воМурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. – С. 241-253.
Русский Север как форпост русской Православной цивилизации ти до конца войны 1914-1918 гг.».5Это, к сожалению, все. Попробуем вне сти некоторую ясность в едва намеченную А. Дж. Тойнби тему северного форпоста Православной русской цивилизации. Главное отличие северного цивилизационного форпоста от южного со стоит в том, что освоение огромных территорий, включение их в экономи ческий и культурный строй России происходило мирным путем. Это было, впервую очередь, религиозно-культурное, а отнюдь не военное проникно вение. Что определило именно эту особенность освоения «полуночных стран», превращение «Поморья» в Русский Север, а затем и в Северную Фиваиду? В первую очередь, то, что на Север в XIV в. шли прежде всего монахи. Монастыри, погосты и скиты и стали теми опорными пунктами, которые впоследствии позволили осесть здесь и немонашескому русскому населению, основать не только промысловые станы, деревни и села, но и города. А Православное северное монашество, представленное, к тому же, учениками и последователями прп. Сергия Радонежского, были совсем не «паломниками при оружии» западноевропейских духовно-рыцарских ор денов, в том числе и западного цивилизационного форпоста - Тевтонского ордена, - а молитвенниками-исихастами. Они стремились не подчинять силой оружия, а преобразовывать. Преобразовывать, в первую очередь, себя - но вместе с тем и мирян, и Богом данную окружающую дикую при роду. А преобразование природы на основе достижений человеческой культуры и есть зримое воплощение цивилизации. Не меч и ружье, а крест и молитва стали главными факторами освоения Севера русскими людьми. Личный пример монахов, их доброта и нестяжательность, иногда практи чески безграничная, как у прп. Нила Сорского и его последователей, по зволили добиться уникального в мировой истории явления - практически полной бесконфликтности освоения Поморья русскими, более того, пре вращения «полуночных стран» в страну русских Православных монасты рей - Северную Фиваиду.6 Вторым фактором, обеспечившим мирный характер освоения Севера, является то обстоятельство, что Поморье после объединения русских кня жеств вокруг Москвы и создания Российского Православного царства ста ло регионом личной и общественной свободы. Последовательно и жестко закрепощая население центральных уездов государства (Замосковья), пре вратив пятины когда-то вольного Господина Великого Новгорода в заповед 5Там же. С. 142. 6См., например: Федотов Г. П. Святые Древней Руси. СПб.: Сатисъ Держава, 2007. С. 180-195. 247
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz