Тучков, А. И. Русский Север как форпост русской Православной цивилизации // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-воМурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. – С. 241-253.
Тучков Антон Иванович сибирских рек привело их на побережье Тихого океана в районе Охотского моря».4 Но вот о втором цивилизационном форпосте, северном, у выдающегося английского историка есть лишь несколько довольно отрывочных высказы ваний. «В тот период, когда казаки дали достойный ответ на вызов кочевников Великой Степи на юго-восточных границах Православного христианства, Россия подверглась новому давлению извне со стороны западных своих гра ниц. ВXVII в. Россия впервые в своей истории пережила страшное давление со стороны западного мира. Польская армия проникла в Москву и в течение двух лет оккупировала Кремль (с 20 сентября 1610 г. до 22 октября 1612 г.), а вскоре после того, как шведы были изгнаны из Балтики, Россия отвоевала восточное побережье Балтийского моря от Финляндии до Двины. Жизнен ное напряжение общества переместилось в этот новый форпост. Демидов В. К. «Предсмертный подвиг князя М. К. Волконского сражающегося с ляхами в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году». Прошел почти век, прежде чем Петр Великий ответил на западное дав ление, основав в 1703 г. Петербург и утвердив русский флот на Балтийском море. Петербург в качестве столицы Российской Империи занимал еще бо лее эксцентричное положение, чемАнтиохия, когда она была столицей госу дарства Селевкидов. Тем не менее, город этот, выросший на месте гиблых северных болот, продолжал оставаться столицей Российской Империи поч т а м же. С. 140-141. 246
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz