Тучков, А. И. Русский Север как форпост русской Православной цивилизации // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-воМурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. – С. 241-253.

Тучков Антон Иванович сибирских рек привело их на побережье Тихого океана в районе Охотского моря».4 Но вот о втором цивилизационном форпосте, северном, у выдающегося английского историка есть лишь несколько довольно отрывочных высказы­ ваний. «В тот период, когда казаки дали достойный ответ на вызов кочевников Великой Степи на юго-восточных границах Православного христианства, Россия подверглась новому давлению извне со стороны западных своих гра­ ниц. ВXVII в. Россия впервые в своей истории пережила страшное давление со стороны западного мира. Польская армия проникла в Москву и в течение двух лет оккупировала Кремль (с 20 сентября 1610 г. до 22 октября 1612 г.), а вскоре после того, как шведы были изгнаны из Балтики, Россия отвоевала восточное побережье Балтийского моря от Финляндии до Двины. Жизнен­ ное напряжение общества переместилось в этот новый форпост. Демидов В. К. «Предсмертный подвиг князя М. К. Волконского сражающегося с ляхами в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году». Прошел почти век, прежде чем Петр Великий ответил на западное дав­ ление, основав в 1703 г. Петербург и утвердив русский флот на Балтийском море. Петербург в качестве столицы Российской Империи занимал еще бо­ лее эксцентричное положение, чемАнтиохия, когда она была столицей госу­ дарства Селевкидов. Тем не менее, город этот, выросший на месте гиблых северных болот, продолжал оставаться столицей Российской Империи поч­ т а м же. С. 140-141. 246

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz