Тучков, А. И. Русский Север как форпост русской Православной цивилизации // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-воМурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. – С. 241-253.
Русский Север как форпост русской Православной цивилизаций крестовых похода (в 1240, 1249-1250, 1293, 1348-1349 гг.), претендуя на помощь католической Европы, да и получая ее (крестовый поход 1240 г. воз главлял англичанин епископ Томас, доминиканский монах). В годы Смуты Швеция не только стремилась захватить Новгородские земли, Карелию, Кольский полуостров и беломорские земли, включая Сумы и Соловецкий монастырь, но и прочила своего принца Карла на Российский престол.15 Особенностью этих войн была крайняя жестокость, причем не только по отношению к вооруженному противнику, но и к мирному населению. На пример, для Кольского края набеги «шведского крестьянского ополчения» Пекки Весайнена стали просто катастрофой - было поголовно вырезано на селение Кандалакши, зверски убиты монахи и трудники Трифоново- Печенгского монастыря.16Все это придавало войнам русских на Севере ха рактер борьбы не только за государственные интересы, но и за веру (католи ческий натиск сменился протестантскими кощунствами над Православны ми святынями),17да и просто за физическое существование. Перелом в этом многовековом противостоянии цивилизационных форпостов наступил только через 600 лет, во время одной из самых долгих войн, которую когда- либо вела Россия, - Великой Северной войны, длившейся с 1700 по 1721 г. Вторым после Швеции североевропейским недругом России была вплоть до 20-х гг. XVII в. Дания. Интересы России и Дании сталкивались в районе Печенгской губы и Колы, так как Норвегия в то время представляла собой часть Датского королевства. Дания претендовала на Русскую Лаплан дию и пыталась поставить под контроль торговлю России с Западной Евро пой, причем датские корабли прибрежной охраны не гнушались перехваты вать английские и брабантские торговые суда, шедшие в Колу. Да и сам Кольский полуостров не раз становился объектом военных и дипломатиче ских атак датчан. Они покушались на Мурманское побережье в 1582 г., и в 1597-1598 гг. Дело дошло до того, что датский король Христиан IV в 1599 г. лично ходил с эскадрой из восьми кораблей в Колу - уговаривать колян при нести присягу на датское подданство.18В 1602 г. датский король приказал не пропускать русских сборщиков дани в Финмаркен - рухнул режим двоедан- 15 Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей. - М.: Московский рабочий, 1986. - С. 246-254. 16 Иеромонах Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. - Мурманск: Издательство Мурманской Епархии, 2003. - С. 205-241. 17См., напр.: Лепахин В. В. Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев. - М.: Палом ник, 2005. - С. 409. 18 Ушаков И. Ф. Кольская земля. - Мурманск: книжн. изд-во, 1972. - С. 88. 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz