Тучков, А. И. Русский Север - форпост Православной цивилизации и опора государства в годы Смуты // Дом Романовых в истории : пятые Феодоритовские чтения, г. Мурманск - г. Мончегорск - с. Варзуга, 23-26 августа 2012 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2013 - С. 340-352.

Русский Север - форпост Православной цивилизации и опора государства в годы Смуты достиг чудовищных масштабов, люди питались отбросами, нередкими были случаи людоедства, отчаявшиеся кончали жизнь самоубийством. Ко всему прочему, на Новгородчину обрушился мор - смертельная эпидемия пять ме­ сяцев выкашивала уцелевших от голода новгородцев1. Был нанесен громадный ущерб ядру экономики Русского Севера - мо­ настырям. Казна монастырей была опустошена. Соловецкий монастырь и другие северные монастыри за годы Смуты отдали всю казну на государ­ ственные расходы и формирование войск. Вологодская епархия была так разорена, что епископ без преувеличения писал, что он «помирал сголоду»2. Но страшнее денежных трат были людские и материальные потери. На­ пример, при разорении церквей в Вологде в 1612 г. поляки ирусские «воры» убили 3 протоиереев, 34 священника, 6 дьяконов, 6 монахов. От их рук по­ гиб прп. Галактион Вологодский. В то время всех церквей в Вологде, град­ ских и посадских, было около пятидесяти; а священников при них, вероят­ но, около шестидесяти, из которых, следовательно, погибло при нашествии врагов более половины. В Спасо-Прилуцком монастыре в трапезной палате были заживо сожжены 59 монахов. Еще 32 были просто убиты3. Об этих со­ бытиях епископ Сильвестр писал в Москву так: «нынешнего 1612 г. сентя­ бря 24 д. в последнем часу ночи разорители нашей чистой, православной веры и ругатели креста Христова, Поляки иЛитовцы с Черкесами и русски­ ми изменниками нечаянным набегом пришли в Вологду, взяли город, умерт­ вили людей, осквернили церкви Божия, сожгли город и посады; воевода князь Иван Одоевский ушел, а окольничий и воевода кн. Григорий Долго­ рукий и дьякИстома Карташев убиты; меня грешного взяли в плен, держали у себя 4 ночи и не раз присуждали к казни, но Господь умилостивился надо мною - едва живого отпустили. КогдаЛяхи иЛитва пришли к Вологде, то по грехам нашим, по нерадению воевод, не было ни разъезжих караулов, ни сторожей на башнях, на городской стене и в крепости; у ворот было не­ сколько человек на карауле, да и те не слыхали, как Литовцы вошли в город, а большия ворота не были заперты. С 25 сентября неприятели оставили Во­ логду. Воевода Григорий Образцов со своим полком прибыл с Белоозера и занял Вологду; но никто не слушает его, друг друга грабят... Все от пьян­ ства: воеводы пропили Вологду»4. 1 Коваленко Г.М., Смирнов В. ГЛегенды и загадки земли Новгородской. М.: Вече, 2007. С. 175. 2 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. М.: ТЕРРА, 1997. Т. 2. С. 84. 3 Там же. С. 85. 4 Цит. по: Толстой М. В. Рассказы по истории Русской Церкви. 351

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz