Тучков, А. И. Святые земли Кольской как воспитательный пример // Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург, 2007. - С. 53-59.

Митрофаном, будущим монахом Трифоном, когда он го­ дами проходил молитвенный подвиг «умного делания» под руководством Феодорита Кольского, а потом просил его благословения на миссию среди саами. Он знал, на что шел - и физически, и духовно. Физически - богатырь знал, что в одиночку с целым племенем не справишься. Либо массой задавят, либо из за­ сады в спину подстрелят. А потом съедят (этим угрожали предшественнику святых Трифона и Феодорита, препо­ добному Лазарю, подвизавшемуся близ Онежского озера в конце XIII века). Смерти он не боялся. Он боялся, что его смерть помешает проповеди. И охраной его была молит­ ва. И только молитва - у него не было великокняжеских охранных грамот, как у святого Стефана Пермского. Духовно - ему пришлось бороться с изощреннейши­ ми слугами нечистого, ведь те же отважные норвежцы со времен викингов до одури боялись финских колдунов, а те, в свою очередь, - саамских нойдов. Тройное бесовство - вот с чем вел невидимую брань Преподобный. В-четвёртых, отвагой. Той спокойной русской доблестью, которая всё преодолевает, поскольку основой ее выступает смиренная вера в Божью помощь. Именно она и позволила Преподобному не раз избегать смерти от рук язычников. И наконец, главным - любовью. Именно она позволила так изменить тех, кто мечтал о смерти Трифона, что через какие-то полвека А. Курбский будет давать им такую ха­ рактеристику: «Люди эти зело просты и кротки и отнюдь всякого лукавства не искусны, ко спасенному же пути тща- ливы и охочи зело. И множество от них монашеское житие возлюбили». Достойный итог трудов апостола лопарей. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz