Тучков, А. И. Святые земли Кольской как воспитательный пример // Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург, 2007. - С. 53-59.

Трифон «только» проповедовал и строил. И привёл ко Христу целый народ. Какими же чертами может привлечь ду­ ши наших отроков Святой покровитель Кольского Севера? Во-первых, необычайными способностями, в том числе и физическими (молодежь любит силу, но зачастую не умеет ею распорядиться). Преподобный был настоящим богатырем - мог нести на себе «жернова ручные, немалы и тяжкие», от Колы до Печенги, - 150 км - и при этом строго поститься. Да и носить за три поприща в одиночку брёвна для строительс­ тва Троицкой церкви - уникальную силу надо иметь!1 И эта сила соединялась (внимание - это совсем не похо­ же на Терминатора, героя наших детей) с истинно христи­ анским смирением. Богатырь, способный «одним щелчком» убить любого лопаря, не оказывал никакого сопротивления тем, кто бил его и таскал за волосы так часто, что он облы­ сел. Слово и помощь Божья, а не сила обратили лопарей ко Крещению. Во-вторых, целеустремленностью. Взяв целью жизни просвещение диких язычников Лапландии, он изучает язык саами - язык своей миссии, причем настолько хо­ рошо, что смог донести до них всю красоту Православного учения. Вера должна быть своей, не должна воспринимать­ ся инородной! (как это не похоже на католических мисси­ онеров, которые говорили с «пасомыми» через толмачей). Да, словарей и школ не было, язык (весьма сложный, как и все угро-финские) учился с голоса. В-третьих, расчетом сил и возможностей. Не юношес­ кая горячка, а пламенная вера и забота о деле руководила 1Примеры из жизни Преподобного взяты из книги иеромонаха Митрофана (Баданина). Преподобный Трифон Печенгский и его ду­ ховное наследие. Мурманск, 2003. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz