Тучков, А. И. Святой благоверный князь Александр Невский. Жизнь в прозвищах // История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - С. 150-166.

Тучков А. И. ский орден/ но проиграл самое главное - Православную Русь. Результатом его политики были долгие века латинского рабства юго-западной Руси. Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его отчина - Галицко-Во- лынская земля - была расхватана соседями: уграми, поляками, литовцами. Латинское рабство в отдельныхчастях Руси не изжито было до наших дней.2 Умер великий князь Александр 14 ноября 1263 г., возвращаясь из Орды, после тяжелейших переговоров с ханом Берке, занявших целый год. Перед смертью святой принял схиму под именемАлексий. Жил воином и диплома­ том, умер монахом. Он оставил нам целую плеяду святых - из ордынцев, где светочами сияют Петр, царевич Ордынский, и Пафнутий Боровский, вос­ питатель русских святых. Ради чего он жил? Изо всей его бурной жизни Господь даровал ему толь­ ко два спокойных года, 12б0и 1261. «Быстьтишинавеликаяхристианам!», - свидетельствуют летописи. Чем же занимался князь? Он беседовал. С родны­ ми, с близкими, с епископом Кириллом... И были это «словеса, услаждающа паче меда и сота». Всякий, беседовавший с князем, исполнялся желанием после его беседы «реченная и делом исполнити».3Он просветительствовал в эти два спокойных года и побуждал своих собеседников к действию. Жаль только, что обстоятельства жизни великого князя сложились так, что слиш­ ком мало времени он занимался тем делом, к которому лежала его душа. Не просветителем, а воином и дипломатом вошел он в нашу историю. Именно успехи великого князя в дипломатии позволили считать его свя­ тым покровителем дипломатической службы Российской Федерации. Выдающийся русский историк Е. Ф. Шмурло дал емкую характеристику основных черт святого князя как политика: «Александр - это тип северного князя: практический ум, рассудительность, железная воля, настойчивость и терпение; увлечениям нет места; ценится одно только реальное благо».* Можно выделить несколько принципов, которым следовал св. Александр в своей дипломатии. «Н е в силе Бог, а в правде». Если учесть, что слово «правда» в древне­ русском языке было синонимом слова «право», то это известное выраже­ ние св. князя можно понимать и как воплощение непреложного факта: успех 1 Матузова В. Тевтонская угроза / / Древняя Русь. М.: Система, 2012. С. 99-100. 2 Вернадский Г. В. Два подвига святого Александра Невского / / Евразийский временник. Кн. 4. Прага, 1925. С. 318-337. 3 Великий князь Александр Невский. Лениздат, 1992. С. 200. 4 Шмурло Е. Ф. История России 862-1917 гг. М.: Аграф, 1999. С. 104. 164 I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz