Тучков, А. И. Святой благоверный князь Александр Невский. Жизнь в прозвищах // История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - С. 150-166.
Святой благоверный князь Александр Невский. Жизнь в прозвищах анин),1 Сартак, сын Батыя и в 1255-1256 гг. хан «улуса Джучи», Батые- вой орды (она же Сарайская, Золотая или Кипчакская)2 стал побратимом св.Александра. Храбрость, честность, верность словуцениласьЧингизидами, которые жили в обстановке беспрерывных интриг, заговоров, предательств и политических убийств (иногда открытых, а иногда и тайных: отравления у «Золотого рода» практиковались достаточно широко). С Ордой не смогли справиться вооруженной рукой, значит, политика по отношению к Орде - миссия (недаром он был сыном князя-миссионера, крестителя карел). Об этом полузабытом, но чрезвычайно важном аспекте дипломатии св. Александра Ярославича хорошо написал профессор В. Л. Махнач: «Одно из великих деяний Александра Ярославича - создание в 1261 г. в Сарае, столице Орды, православной епархии. Много писалось о том, для чего она была нужна Орде (в частности, речь идет о дипломатических отношениях с освобожден нойуже о т латинян Византией). Но ведь открыли-то не ордынцы! Зачемрус ским была нужна э т а епархия? О т в е т прост: с одной целью - миссионерской! И действительно: карательную экспедицию на Владимир против брата Не вскогоАндреяЯрославича возглавлял темник Неврюй. Его сын. Олекса Неврюй, высокий ордынский чиновник - уже православный христианин. Крестником Александра Невского был великий владимирский баскак Амирхан, в крещении Захар. Дети Амирхана-Захара жили на Руси, его правнук - преподобный Паф- нутий Боровский. Посмотрите, сколько дворянскихродов, сколькорусской на циональной элиты ордынского происхождения: Суворовы, Кутузовы, Ушаковы, Карамзины, Аксаковы, Тургеневы, Тенешевы, Балашовы... Нам не удалось крестить Орду (если бы выиграли состязание с исламом и Орда стала бы православной - чести было бы, думается гораздо больше, чем о т Куликовской победы). Не удалось, может быть потому, что слишкомрано не стало Александра Ярославича».3 Особенно явственно эта линия политика проявляется при сравнении св. Александра и второго выдающегося деятеля эпохи, Даниила Галицкого. Да ниил разменялся на повседневные политические мелочи и упустил из рук главные нити исторических событий. Он выиграл несколько отдельных сра жений, в частности именно он уничтожил духовно-рыцарский Добжинь- 1 Вернадский Г. В. Монголы и Русь. Тверь: ЛЕАН; М.: АГРАФ, 1997. С. 154-156. 2 Устрялов Н. Г. Русская история до 1855 года. Петрозаводск: Фолиум, 1997. С. 133. 3 Махнач В., Марочкин С. Выбор благоверного князя. http://www. archipelag.ru/authors/ mahnach/?library= 1201. 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz