Тучков, А. И. Святой благоверный князь Александр Невский. Жизнь в прозвищах // История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - С. 150-166.
Тучков А. И. воспользуешься нашим - или, лучше, Божиим благоволением, - мы будем счи т а т ь тебя наилучшим между католическими государями и всегда с особенным усердием будем стараться обувеличении твоей славы». Это была испытанная тактика - если не удалось добиться своего мечом, почему не попробовать переговорами? Только ответ был четко отрицательный, причем князь не разменивался в нем на земные, преходящие проблемы. Он отказывался от власти Папы, так как был православным. Вопрос о вере стоял для него мно го выше сиюминутных политических интересов и выгод. Для него вера была святыней, данной Церковью и усвояемой благочестием. Нравственное до стоинство, считал князь, принадлежит только такой вере, предмет которой не зависит от человеческого произвола, никакого отношения не имеет к вку сам и мнениям, а также к временным политическим отношениям.1 Переговоры с Западом сформировали ту дипломатическую линию, ко торой он придерживался все свое правление: «Меч на Западе, щит на Вос токе». Война 1242-1245 гг. не помешала св. Александру заключить в 1262 г. с великим князем Литовским Миндовгом чрезвычайно выгодный договор о борьбе против Тевтонского ордена. В 1262 г. литовцы и русские, которых возглавили брат св. Александра, князь Ярослав, и его сын, Димитрий Алек сандрович, начали совместную войну против Ордена. К сожалению, эта чрезвычайно плодотворная линия на установление союза Литвы и Руси про тив крестоносной агрессии была прервана смертью обоих великих князей, св. Александра и Миндовга, в 1263 г.2 Но особенно важными были переговоры в Орде. Он сумел склонить к себе даже такого жестокого и недоверчивого человека, как Бату-хан. «Он, т а к же как и митрополит Кирилл, засвидетельствовали своей дея тельностью, подвигом, всею жизнью, что т а т ары - Божий бич, который дер жит Сама Десница Господня, поэтому борьба с татарами есть попытка оста новить Десницу Господню, наказующую, но неумерщвляющую. И дело это - не только безнадежное, но и нечестивое. История, т о есть Промысел Божий, вы ражаемый во временных событиях жизни людей, подтверждает истинность этого пути», - пишет о его ордынской политике один исследователь. 0 личном обаянии благоверного князя, о его умении привлекать к себе людей достаточно привести один факт. Христианин (вероятно, нестори- 1 Великий князь Александр Невский. Лениздат, 1992. С. 161-163. 2 Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. II. Войны и мирные договоры: Справочник. М.: Международные отношения, 1995. С. 329-330. 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz