Тучков, А. И. Святой благоверный князь Александр Невский. Жизнь в прозвищах // История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - С. 150-166.

Святой благоверный князь Александр Невский. Жизнь в прозвищах шой добычей. Этим походом св. князь Александр на 37 лет обеспечил покой на шведских рубежах Новгорода. Благоверный князь успешно проводил все виды боевых действий, при­ нятых в ту эпоху, - генеральные сражения, полевые бои, взятия крепостей (причем решал дело штурмом, как это было при Копорье, Пскове, Избор- ске, Торопце), набеги (рейды). Грандиозное значение побед св. Александра проявилось и в том, что память о них вошла в православное богослужение - еще в XVI в. Ледовое побоище и Невская битва поминались на ектениях по всем новгородским храмам.1Насколько мне известно, это уникальный случай в литургической истории Церкви. БЕСПОКОЙНЫЙ Так св. Александра называли современники, «уж очень он за родную зем­ лю беспокоился».2Политикой князь занимался с самых юных лет, практиче­ ски еще ребенком - вместе со своим братом Федором он был оставлен сво­ им отцом княжить в Новгороде, когда ему было всего 8 лет.3 И здесь, через каких-то 15 лет, он приобрел славу выдающегося диплома­ та. Эта черта его политики приобрела особое значение после победного 1242 г., когда Папа Иннокентий IV в 1248 г. послал к князю Александру по­ сольство с предложением помощи против татар и ... королевской короны! «Война есть продолжение политики иными средствами», - писал вели­ кий теоретик Клаузевиц. В определенных условиях и дипломатия может быть продолжением войны - там, где не удалось добиться своего мечом, в ход идет перо дипломата. После провала крестового похода на Русь это и решил показать римский Папа Иннокентий IV. В своем послании к «зна­ менитому мужу Александру, князю суздальскому» Папа призывал святого князя, «оставив путь погибели, приводящий к осуждению вечной смерти», смиренно вступить в единение с Римо-католической Церковью. При этом Папа ссылался на пример его отца, великого князя Ярослава, об отступни­ честве которого от православия ничего не известно. Правда, в ответ нужно было перейти под власть Папы, то есть принять римо-католичество. «Д а будет тебе известно, - писал Папа, - что если ты 1 Сторожев В. Ледовое побоище / / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. VII. 2 Морихин В. Е. Традиции офицерского корпуса России. Научно-исторические исследования. М.: Граница, 2003. С. 17. 3 Волков В. Л. Русская рать: богатыри, витязи и воеводы. С. 97. 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz