Тучков, А. И. Военный фактор православной миссии на Кольском Севере в XIV-XVII вв. // Православная история Кольского края как основа возрождения духовно-нравностных ценностей : V Трифоновские образовательные чтения, 16 дек. 2009. - Мурманск, 2010. - С. 21-25.
А И. Тучков, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Мурманской и Мончегорской епархии, кандидат исторических наук ВОЕННЫЙ ФАКТОР ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ В XIV-XVII вв. При исследовании миссии православных Святых на Русском Севе ре за пределами не только анализа, но даже описания почему-то остался чрезвычайно важный, военный фактор жизни Заполярья. А ведь он сто летиями определял фон жизни северян, служил тем компонентом, кото рый способствовал формированию особого русского северного характе ра, в том числе и на особенности северного почитания Святых. На Кольском Севере постоянно шла необъявленная война "чуди" (финнов) и “шишей” (шведов) против лопарского и русского населения. По рассказам лопарей, “чудь приходила больше по ночам, напада ла на спящих, убивала и женщин, погосты жгла и разоряла... в плен не уводили, а просто убивали”. Вооружение набежников и лопарей было несопоставимо: “Чудь билась мечами, а лопь стрелами". На помощь приходило оружие слабых - маскировка: "Жилища строили в земле и старались не выпускать дыма наружу", при появлении чуди "убегали от неё в сюземки" (густой лес). В столкновениях с хорошо вооружённым врагом лопь побеждала не столько силой, сколько хитростью. В одном из лопарских преданий, записанном священником Кон стантином Щеколдиным на западном Мурмане, рассказывается, что русские помогли лопи покарать убийц и грабителей. Спасшиеся от по грома, учинённого чудью, лопари прибежали к русским, которые вышли на бой с чудью в белых полушубках. Пришельцы подумали, что это уби тые ими лопари ожили, и страшно испугались. “Русские напали на чудь и перебили её”. В саамских преданиях прославлены герои борьбы с иноземными грабителями. Особенно много рассказов было посвящено Лаурекше - лучшем знатоке родной земли (в тундре он знал каждое дерево, родник и камень) и добычливом охотнике. Он нанимался к захватчикам в провод ники и не раз губил чудские отряды - подводил их в темноте к обрыву, под водопад, угонял лодки с оружием и припасами и т. д. Подобного рода беспрерывная “малая война” не способствовала православной миссии, а уподобляться шведским крестоносцам, кре стивших финнов огнём и мечом, новгородское вече не желало. Поэтому миссия среди лопарей и началась поздно, в XIV в. (а Новгород принял Святое Крещение в IX-м!), и была, скорее, делом подвижнического рве 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz