Тучков, А. И. «Один за всех...» Жизненный путь полковника Костанди : [ист. расследование] // Площадь Первоучителей / [Мурм. обл. обществ. орг. Союза писателей России]. - Мурманск, 2005. - № 5. - С. 180-191.

мотивников (сторонников слепого террора, даже безмотива-повода), человек в погонах —мишеньдля браунинга, кистеня (почти килограммовая гиря крепи­ лась на пружине, и било это орудие насмерть) или бомбы, которую обычно начиняли ржавыми гвоздями (знакомый приём, не правда ли?). Могли и серной кислотой влицо плеснуть, —такой способ борьбы очень рекомендовал «рево­ люционному молодняку» В. И. Ленин. Но, может быть, образованная часть общества могла поддержать молодого человека при выборе им военного поприща? Ничуть не бывало! Страна уже год вела тяжёлую войну наДальнем Востоке, а представители русской интелли­ генции поздравляли с победами, в частности, со взятием Порт-Артура, японс­ кого микадо... «Сатрапы! Палачи!»- таков был стиль обращения к военным. Весь 1905 годОдесса билась в пароксизмах революции. Террорисгические акты, погромы, ответные теракты эксы» (грабёж по идейным соображениям), уго­ ловный разбой стали бытом столицы Новороссии того времени. Втакой обста­ новке стать юнкером— поступок, акт гражданского мужества. Тем более под угрозой гибели от рук распропагандированных нижних чинов, — вспомним, что мятежный броненосец «Потёмкин» именно Одессе угрожал огнём своих орудий главного калибра. И тем не менее армия, в ряды которой вступил Костанди, сумела отбить первый революционный натиск. Пусть и тревожно, но можно было учиться. Невысокое сословное положение новоиспечённого юнкера определило ту часть военного поприща, которая предназначалась не для сиятельных, а для старательных, — пехоту (обычно стремились, где «почище», в артиллерию). Одесское военное училище готовило кадры для «серизны», -слово-то какое придумали для самого массового «рода оружия» тогдашней армии. Но сами пехотинцы вслед за генералом Драгомировым называли своих солдат иначе, как «святая пехота», и занимались истово. Тем более что программа была очень насыщенной, времени на те глупости, которыми изобилуетюнкерская жизнь в фильме «Сибирский цирюльник», у будущих офицеров просто не оставалось. Тактика, артиллерия, фортификация... Военная история (учебник — в тысячу страниц!), военная топография, военная администрация... Законоведение, ус­ тавы, военная география, военная гигиена.... Закон Божий (Суворов не зря го­ ворил: «Безверное войско учить — что ржавое железо точить!»), русский язык (особое внимание уделялось грамотности и умению правильно (!), красиво и чётко излагать свои мысли; читая мемуары белых офицеров, можно сделать вывод, что этому их обучили весьма успешно), один-два иностранных языка (обязательно-французский, второй обычно немецкий; английский изучали лишь на флоте). Верховая езда, танцы, фехтование, гимнастика... Три часа стро­ евых и пять часов обычных занятий каждыйдень. На весь курс наук —два года. Два года подряд - жизнь по неизменному распорядку: подъём в 6утра, умыва­ ние, утренний осмотр, молитва, чай, классы до 12дня. После завтрака (о пита­ нии юнкеров свидетельствует сумма, которую выделяло на эти цели Военное министерство, — 25 копеек в день, на солдата отпускалось 15) до 5 вечера — строевые занятия. Военная муштра буквально преображала штатских «коряв- цев», придавая русскому офицеру ту особую выправку, которая не оставляла его в любом возрасте и угадывалась подлюбым платьем. После обеда— отдых 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz