Тучков, А. И. Мурманский фронт Гражданской войны 1918-1920 гг. // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края : сборник статей / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2014. – С. 14-45.

ствие в пайках ржаного хлеба, то британским джентльменамбыла не по вкусудобытая у местного населения сметана - «эти ужасные русские сливки»34. Интересно, что для подготовки боев на Крайнем Севере использовался опыт КрайнегоЮга - личный состав тренировал коммандерВ. Кэмпбелл, участник экспеди­ ции Э. Шеклтона в Антарктиду35. СамШеклтон, известный полярный исследователь36, тоже активно участвовал в подготовке снаряжения и транспорта дм союзных войск, выступая как эксперт-консультант Syren Force, хотя далеко не все его антарктические находки годились для местных условий. Например, зимнее снаряжение, разработан­ ноеШеклтоном, представляло собой странный по сочетаниюпредметов набор, где на­ ряду с шубой, высокой шапкой-ушанкой особой конструкции, которую так и назвали «шекльтоновкой» и четырьмя комплектами шерстяного белья, использовались «баш­ маки Шекльтона» или попросту «шекельтоны», с парусиновым верхом и деревянными подошвами. Ртуть на термометре зимой 1918-1919 гг. нередко падала до - 45 градусов Цельсия и солдаты, спасаясь от обморожений, надевали несколько пар носков, на ко­ торые сверхунатягивалось нечто вроде тапочек, обернутыхтолстым слоемсена37. Вряд ли такая обувь повышала боеспособность союзных солдат и офицеров. Закончилась неудачей и попытка использовать для доставки грузов по заполяр­ ному бездорожью вместо оленей собак, чьи упряжки составили особое подразделение Syren Force, - Собачьюкоманду (dog team) из 232 животных38. Встречая северных оле­ ней эскимосские лайки нападали на них39. При эвакуации из Северной Области англи­ чане передали их белым, что позволило сформировать в Мурманском районе специ­ альное подразделение, сменившее название на русский манер - Собачий транспорт40. Несмотря на довольно скептическое отношение русских офицеров к деятельно­ сти Шеклтона, его служба по приведению войск в состояние, пригодное для боевой работы на Крайнем Севере была отмечена русским орденом Св. Анны. Красные тоже не теряли времени даром. Пользуясь тем, что основное внимание союзного и белого командования в 1918 г. было приковано к ожиданию возможно­ го немецкого вторжения из Финляндии и борьбой против финских добровольческих отрядов, красные выправились, сбили полупартизанские отряды Красной гвардии в регулярные батальоны и полки, поставили под свой контроль партизанские отряды и научились держать упорную оборону. Станции Мурманской железной дороги пре­ вратились в хорошо укрепленные опорные пункты, с окопами и блокгаузами. Это се­ рьезно меняло самходбоевых действий - лесные налетыуступали место методичному прогрызанию вражеской обороны в полосе единственного пути снабжения войск - Мурманской железной дороги. Главной силой красной обороны стал 41-й полк железнодорожной охра­ ны 7-й армии. Он был сформирован 13 декабря 1918 г. из отряда Красной гвардии И.Д.Спиридонова, состоявшего из представителей десятка национальностей: русских, финнов, латышей, эстонцев, китайцев и т. п.41.Таким образом, беломуинтернационалу на Мурмане противостоял интернационал красный. Оборону на р. Онда занимал 164- й Финский полк. Оба полка усиливали партизанские и добровольческие коммунисти­ ческие отряды. Все красные силы были сведены в Олонецкую бригаду. Парадокс состоял в том, что красные формировали из отрядов Красной гвардии и партизан регулярные полки, а затем бригады и дивизии, а союзное командование импровизировало бригады из отдельных рот и батальонов различных полков. Пере­ числение одних только британских подразделений напоминает расчет к параду, а не боевое расписание регулярной армии великой державы: рота Королевской морской 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz