Тучков, А. И. Мурманский фронт Гражданской войны 1918-1920 гг. // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края : сборник статей / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2014. – С. 14-45.

полк (сформирован в сентябре из мобилизованных и пленных в Онежском районе; свой номер полк получил ввидутого, «что с именем 5-го Северного Стрелкового полка у войск и населения Северной Области связаны воспоминания о предательстве и из­ мене»125). Рядовой состав войск Мурманского военного района подготавливался За­ пасным батальоном. Северные стрелковые полки начали сводить в более крупные соединения - бри­ гады. С 21 июля 1919 г. 2-й и 9-й Северные стрелковые полки составили 5-ю Север­ ную стрелковую бригаду (начальник - генерал-майор В. И. Клименко), а 11-й и 12-й с 27 августа вошли в 6-ю Северную стрелковую бригаду (генерал-майор Иванов126). Затем в 5-ю бригаду включили 12-й Северный Олонецкий стрелковый полк127, а 13-й подчинили ее начальнику «во всех отношениях»128. Такое усиление 5-й бригады было вызвано тем, что она защищала самый важный участок фронта. Ее штаб размещался в Медвежьей Горе - там же, где находился штаб Командующего129. Штаб 6-й бригады находился в Повенце130. С окончанием навигации на реках и озерах командование сочло нецелесообраз­ ным держать моряков в деморализующем безделье. Моряки восполнили нехватку пе­ хотыМуррайона: из них была сформированаМорская десантная рота, а из Архангель­ ска переброшена Морская пулеметная рота (240 чинов при 13 пулеметах). Артиллерия Мурманского военного района была сведена в отдельные дивизио­ ны: 6-й (1-я батарея была вооружена легкими полевыми орудиями, 2 и 3-я - горны­ ми), 7-й (гаубичный) дивизион (имел 3 батареи, 2-я была вооружена 18-фунтовыми английскими гаубицами) и 8-й Северные отдельные артиллерийские дивизионы, а так же 1-й и 3-й Северные отдельные горные артиллерийские дивизионы (по 3 гор­ ные батареи)131. Были созданы и технические части: 2-й Северный автомобильный дивизион (в его состав к февралю 1920 г. был включен Броневой отряд)132. Удалось создать свою авиацию. Вее состав вошли Авиационный дивизион Мурманского района13 (6 гидро­ самолетов «Фейри» IIIC, 3 летающие лодки М-9, 8 разведчиков «Авро»134) и Сухопут­ ный авиационный разведывательный отряд135. На Мурманской железной дороге действовали 3 бронепоезда: Морской воору­ женный поезд имени адмирала Непенина, 1-й и 2-й блиндированные. Инженерные войска включали: 4 полевые инженерные роты, 2-й отдельный ра­ бочий батальон Северного фронта, испытательную роту при 2-м батальоне (в нее на­ правлялись «за дурное поведение» нижние чины из действующей армии), 6 отдельных рабочих рот, рабочую роту военнопленных, рабочую роту станции Кемь136. Связь, столь необходимую в условиях северного театра военных действий при громадных расстояниях и скверных путях сообщения, поддерживали Отдельная теле­ графная рота, Почтово-телеграфное отделение при штабе Командующего войсками Мурманского района и главные радиостанции137. За работоспособным состояниемМурманской железной дороги, - главного пути снабжения фронта, - следили Головнойжелезнодорожный отряд, 1-я Северная желез­ нодорожная рота, Отдельная Северная железнодорожная рота Мурманского района, 1 и 2-й дорожные взводы138. На «Мурманке» несли службу 1-я и 2-я отдельные роты охраныМурманской железной дороги. Регулярные части поддерживались белыми партизанами. Врайоне Сорока-Онега действовали отряды под командованием подполковника Паркова, на Пудожском на­ правлении - 1-й и 2-й партизанские отряды. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz