Тучков, А. И. Новомученики и исповедники Церкви русской в современной отечественной историографии // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. – С. 346-353.

А. И. Тучков Тем более что эти герои были обычными людьми, да к томуже людьми нрав­ ственными, в чьих поступках и в самой жизни не было ничего от столь лю­ бимой либералами «амбивалентности».1 Главное оружие борьбы против Церкви иу либералов - умолчание. К со­ жалению, это умолчание базируется на некоторых исторических сочинени­ ях, претендующих на максимально возможную обеспеченность источника­ ми. Самым ярким примером такого исследования является труд бывшего руководителя Государственной архивной службы Российской Федерации, главного государственного архивиста, заслуженного деятеля науки Р. Г. Пи- хоя «Москва. Кремль. Власть. Сороклет после войны, 1945-1985».2В этой книге, где «в центре внимания автора - наиболее актуальные вопросы оте­ чественной истории», а сам автор говорит о «счастливой возможности» историка-современника «отразить свою правду, оставаясь при этом на прочной основе свойственных его времени методов и методик историче­ ской науки»,3вообще нет Русской Православной Церкви, а следовательно - и гонений на нее, соответственно, нет иновомучеников. В «Именном указа­ теле» есть иА. Д. Сахаров, иА. И. Солженицын, и даже «дир. маг.» Соко­ лов, но нет ни Патриарха Алексия I, ни Патриарха Пимена.4 К сожалению, именно такие идеи проникают и в вузовские курсы, и в школьные учебники. Типичен учебник В. А. Потатурова «Отечественная история: Конспект лекций».5В разделах о Гражданской войне и НЭПе нет даже упоминания ни о красном терроре, ни о терроре против Церкви, ни о ней как таковой. Вообще Церкви в СССР, с точки зрения автора учебника, просто не суще­ ствовало. Как и опричнины! Хоть Смута начала XVII в. осталась... Вероят­ но, это и есть реализация декларируемого автором подхода к составлению конспекта лекций: «В работе некоторые проблемы, связанные с историей государства, даются в рамках нетрадиционного подхода. Значительное вни­ мание уделено культурным феноменам иих особенностям, а также влиянию культуры на усиление тех или иных тенденций, которые определяли своео­ 1 Таким был, к примеру, священномученик Константин Меркушинский, расстрелянный больше­ виками, когда ему было 22 года. Он шел на смерть и пел, отпевал самого себя. Чем не пример для молоде­ жи? (Священномученик Константин Меркушинский. Екатеринбург: Изд-во Ново-Тихвинского женско­ го монастыря, 2008). А ведь этих достойных людей, настоящих героев, - тысячи и тысячи. 2 Пихоя Р. Г Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945-1985. Русь-Олимп: Астрель: ACT, 2007. 3 Там же. С. 9-10. 4 Там же. С. 700-716. 5 Потатуров В. А. Отечественная история: Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2004. 352

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz