Тучков, А. И. Новомученики и исповедники Церкви русской в современной отечественной историографии // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. – С. 346-353.
А. И. Тучков Тем более что эти герои были обычными людьми, да к томуже людьми нрав ственными, в чьих поступках и в самой жизни не было ничего от столь лю бимой либералами «амбивалентности».1 Главное оружие борьбы против Церкви иу либералов - умолчание. К со жалению, это умолчание базируется на некоторых исторических сочинени ях, претендующих на максимально возможную обеспеченность источника ми. Самым ярким примером такого исследования является труд бывшего руководителя Государственной архивной службы Российской Федерации, главного государственного архивиста, заслуженного деятеля науки Р. Г. Пи- хоя «Москва. Кремль. Власть. Сороклет после войны, 1945-1985».2В этой книге, где «в центре внимания автора - наиболее актуальные вопросы оте чественной истории», а сам автор говорит о «счастливой возможности» историка-современника «отразить свою правду, оставаясь при этом на прочной основе свойственных его времени методов и методик историче ской науки»,3вообще нет Русской Православной Церкви, а следовательно - и гонений на нее, соответственно, нет иновомучеников. В «Именном указа теле» есть иА. Д. Сахаров, иА. И. Солженицын, и даже «дир. маг.» Соко лов, но нет ни Патриарха Алексия I, ни Патриарха Пимена.4 К сожалению, именно такие идеи проникают и в вузовские курсы, и в школьные учебники. Типичен учебник В. А. Потатурова «Отечественная история: Конспект лекций».5В разделах о Гражданской войне и НЭПе нет даже упоминания ни о красном терроре, ни о терроре против Церкви, ни о ней как таковой. Вообще Церкви в СССР, с точки зрения автора учебника, просто не суще ствовало. Как и опричнины! Хоть Смута начала XVII в. осталась... Вероят но, это и есть реализация декларируемого автором подхода к составлению конспекта лекций: «В работе некоторые проблемы, связанные с историей государства, даются в рамках нетрадиционного подхода. Значительное вни мание уделено культурным феноменам иих особенностям, а также влиянию культуры на усиление тех или иных тенденций, которые определяли своео 1 Таким был, к примеру, священномученик Константин Меркушинский, расстрелянный больше виками, когда ему было 22 года. Он шел на смерть и пел, отпевал самого себя. Чем не пример для молоде жи? (Священномученик Константин Меркушинский. Екатеринбург: Изд-во Ново-Тихвинского женско го монастыря, 2008). А ведь этих достойных людей, настоящих героев, - тысячи и тысячи. 2 Пихоя Р. Г Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945-1985. Русь-Олимп: Астрель: ACT, 2007. 3 Там же. С. 9-10. 4 Там же. С. 700-716. 5 Потатуров В. А. Отечественная история: Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2004. 352
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz