Тучков, А. И. Новомученики и исповедники Церкви русской в современной отечественной историографии // Мученики XX века : шестые Феодоритовские чтения, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 9-11 августа 2013 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2014. – С. 346-353.

А. И. Тучков мучеников и исповедников надо принять во внимание следующие политические (и идеологические) обстоятельства, влияющие на исто­ риографию. Религиозное возрож­ дение, переживаемое Россией по­ сле 1988 года, рост авторитета и политической значимости Русской Православной Церкви, неизменно высокий авторитет священнонача­ лия и лично Патриархов Москов­ ских и Всея Руси Алексия II и Кирилла, вызвали предсказуемую негативную реакцию враждебных Православию социально-политических сил, как атеи­ стических коммунистов, так и «секулярных» либералов (при всей условно­ сти этого термина для довольно разношерстной группыроссийских сторон­ ников американо-европейской модели капитализма). Кроме того, те люди, которых десятилетиями воспитывали в ненависти к религии и Церкви, никуда не делись. Они живут рядом с нами и зачастую имеют возможность и устно, и письменно высказывать свое отношение и к верующим, ик Церкви, и к ее истории. При этом верность исторической правде не является для них предметом беспокойства. Особенно это касает­ ся памяти новомучеников и исповедников. Трудно ожидать элементарного сочувствия к расстрелянным и замученным православным со стороны тех, кто до сих пор украшает стены своих кабинетов портретамиЛенина, Стали­ на и Дзержинского. Поэтому второе направление в современной историографии связано с деятельностью Компартии Российской Федерации. Не отказываясь от «научного атеизма», проводя в своих СМИ активную антицерковную кам­ панию (в Мурманской области этим делом активно занималась коммуни­ стическая газета «Кольский маяк»), патронируя такие антицерковные группы, как «Молодая гвардия Спартака», руководство КПРФ все же вы­ нуждено считаться как с ростом числа верующих (то есть потенциальных избирателей), так и с авторитетом Церкви. Поэтому для коммунистов ха­ рактерно замалчивание террора против Церкви, а то и использование пра­ вославных идей в своей пропаганде. Так, лидер коммунистов Г. А. Зюганов выпустил весьма примечательную книгу «Святая Русь и Кощеево царство. Газета от 1 мая 1941 года 350

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz