Трусов, В. В. Отнюдь не о фантастике, но и о ней немного... // Север. - 2015. - № 3/4. - С. 15-21 : фот., ил.

20 Вадимир Трусов рили не только трактор, но и морские глубины, осво­ ив водолазное дело, и небо, совершая уникальные авиаперелеты, устанавливая мировые рекорды дальности, и в Великую Отечественную войну женс­ кие авиаполки покрыли себя неувядаемой славой, а Герой Советского Союза Мария Октябрьская сража­ лась механиком-водителем танка и героически по­ гибла. Отчего же Маше Филатовой не стать капита­ ном траулера? Не столь уж большое преувеличение, если учесть, что в реальной жизни Валентина Орли- кова во время войны уже была штурманом, а впосле­ дствии третьим помощником капитана на теплоходе «Двина». Напротив, такой вымысел только на пользу всему повествованию, ибо он существенно помогает более отчетливо увидеть и понять величайшую и уни­ кальную историческую миссию русских женщин, не просто жен, сестер и матерей, но настоящих народ­ ных тружениц и героинь, на себе вытащивших непо­ мерную тяжесть войны и явившихся воистину защит­ ницами отечества, без коих военные успехи были бы невозможны в принципе. Бесспорно, вторая часть «Мурманцы 1942» полу­ чилась более динамичной и вообще более зрелой, нежели первая книга. Именно во второй части авто­ ру удалось органично вписать конкретных героев, их действия и эмоции в общую картину военного Мур­ манска, передать характер и атмосферу не показно­ го, ежедневного героизма тех страшных лет, когда война становилась даже некоей обыденностью, но так и не сумела уничтожить в людях светлые чувства, надежду и память. Оно и понятно, автор вместе со своим произведением, если угодно, мужает, стано­ вится сильнее, все более и более овладевая темой. Мне думается, что первая книга давалась Дмитрию Коржову гораздо труднее. Пестрота и неоднознач­ ность событий, происходивших на Мурмане в пери­ од Гражданской войны, все-таки заставила автора уделить большее внимание личным взаимоотноше­ ниям главных героев. При прочтении порой созда­ ется впечатление некоей отрешенности Алексея Кольцова, Даши Сазоновой, Ивана Мессера от ре­ альных, весьма драматических коллизий той поры. Но, с другой стороны, создание широкого истори­ ческого полотна едва ли входило в творческие пла­ ны автора. Тогда бы и роман был иным, и уж не на­ зывался бы «Мурманцы» точно. Однако Дмитрию Коржову удалось закончить пер­ вую часть, сохранив интригу и перспективу развития сюжета в дальнейшем. Еще и поэтому вторая книга принимается читателем лучше, он уже готов к встре­ че с её героями, он ожидает этой встречи. Несом­ ненная находка и удача второй части - образ Пашки Городошникова, человека широкой души, недюжин­ ной силы и вдобавок поэта-самородка. Автор наде­ лил этого обаятельного докера лучшими качествами настоящего трудового и творческого русского чело­ века, умеющего работать, любить и радоваться жиз­ ни, невзирая ни на какие препятствия. И еще очень показательно общение Пашки Горо- дошникова и Алексея Кольцова, главного героя пер­ вой части, бежавшего из Мурманска во время боль­ шевистского мятежа в феврале 1920-го и пришед­ шего в город в 1942-м на одном из английских ко­ раблей очередного полярного конвоя. Они очень разные, широкий, размашистый Пашка и сосредо­ точенный, почти суровый, очень сдержанный, очень многое осмысливший Кольцов. Когда Городошни­ ков называет его мурманчанином, Кольцов резко одергивает Пашку, мол, я - мурманец, подчеркивая различие между ними, то есть между русскими людьми двух несхожих формаций. И все-таки, столь разные, они одинаковы по глубинной своей сути, они оба любят эту северную землю, они, каждый по- своему, преданы России (хоть и она у каждого, оче­ видно, своя), они готовы проливать за неё кровь и жертвовать без раздумья своими жизнями. И не только они. И летчики Борис Сафонов и Николай Скворцов, кстати, сын Алексея Кольцова, и сестра Маши Филатовой Еликонида с подружками, и даже совсем еще ребенок - мальчишка-сирота по проз­ вищу Бонивур... Героев, слава богу, в романе хвата­ ет. И никогда не оскудеет ими земля российская. С третьей частью романа, носящей название «Го- род между морем и небом», мне удалось, с разре­ шения автора, познакомиться в электронном вари­ анте, еще до выхода книги в свет. Не стану опере­ жать события и «выдавать секреты», скажу лишь, что Дмитрий Коржов в корне сменил стиль повест­ вования, дописывая полотно трилогии широкими, внушительными мазками, продолжая при этом очень жестко и неожиданно распоряжаться судь­ бами героев романа, вводя в книгу новые действу­ ющие лица, причем совершенно реальных людей, с некоторыми из которых и ваш покорный слуга, и многие мои земляки знакомы лично. На мой взгляд, очень удачно и символично вплетаются в повествование пейзажи зимнего Мурманска, кар­ тины города уже современного, дождавшегося пуска троллейбуса и визита Фиделя Кастро. Если читать трилогию целиком, сразу, есть прекрасная возможность наблюдать почти полувековую эво­ люцию города и горожан, сравнить все описанное в романе с нашим сегодняшним днем... А ведь это редкая привилегия, не правда ли? Роман «Мурманцы» создавался Дмитрием Коржо­ вым на основе подробного и скрупулезного изуче­ ния исторического материала, чего не может не по­ чувствовать и не оценить читатель. Это произведе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz