Трусов, В. В. Отнюдь не о фантастике, но и о ней немного... // Север. - 2015. - № 3/4. - С. 15-21 : фот., ил.

Отнюдь не о фантастике, но и о ней немного... 19 реева с пресловутой семеркой в названии)... Мне, например, очень странно и не совсем приятно было читать «Несколько страничек из дневника», явно стоящий особняком в череде остальных рассказов сборника... И тем не менее в целом книга явно полу­ чилась. Впечатление она оставляет цельное, несу­ етливое, основательное. Ни пустого краснобайства, ни зауми нарочитой в ней нет. Некая доверитель­ ность присутствует, автор разговаривает с читате­ лем накоротке очень хорошим и понятным русским языком. Вдобавок Валерий Верхоглядов не упуска­ ет возможности, как истинный краевед, перенести действие своих повествований в карельскую глу­ бинку и там найти колоритных и очень привлека­ тельных героев, раз и навсегда состоявшихся имен­ но в человеческом смысле этого понятия. И не зря секрет долголетия в одноименном рассказе озвучен бабой Полей так: «Надо быть доброжелательным». Автор следом дополняет: «Последнее слово она произносит как бы деля надвое: добро - желатель­ ным. «Понимаешь? - говорит баба Поля» (рассказ «Секрет долголетия»). И если понимать, тогда мож­ но, не заламывая руки, делая полезное многим де­ ло, прожить целую, хоть и короткую, жизнь, будучи от рождения безысходно больным, и уйти так, что «после него не осталось недоделанных дел» (рас­ сказ «Жизнь в ожидании смерти»), И главное - ника­ кой дидактики и плакатности. Верхоглядов, слава богу, на такие изыски неспособен, оставаясь вер­ ным отечественной литературной традиции, для ко­ ей человек - суть главное явление жизни, даже ког­ да кажется, что таковой и вовсе нет. И еще об одном авторе и его романе хотелось бы сказать. Мурманский поэт и прозаик, публи­ цист, критик Дмитрий Коржов сейчас готовит к вы­ ходу в свет заключительную часть своей трилогии «Мурманцы». Первая и вторая части вышли соот­ ветственно в 2008 и 2011 годах и посвящены дра­ матическим событиям, происходившим в Мур­ манске в период Гражданской и Великой Отечест­ венной войн. В третьей части действие перенесе­ но уже в начало 60-х годов XX века. Таким обра­ зом, роман являет собой впечатляющее художест­ венно-историческое повествование, посвящен­ ное не только самым, пожалуй, знаковым перио­ дам в истории города, ставшего главным север­ ным форпостом нашей страны, но и, что несом­ ненно важно, людям, жившим в те сложные и во многом трагические времена, именно тем самым «мурманцам», ибо так они себя называли. Задача, поставленная Дмитрием Коржовым пе­ ред самим собой при создании романа, была весьма ответственной и крайне сложной. Ведь в отечественной литературе, кроме повести С. Кол- басьева «Цетромурцы» и романа В. Пикуля «Из ту­ пика», нет более ничего, посвященного Мурманс­ ку и его людям. Да, на региональном уровне ве­ лись определенные исторические исследования, и труды мурманских ученых Ю.Климова, А. Кисе­ лева, И.Ушакова сыграли значительную роль в конкретизации истории Мурманского края. Но ли­ тераторы почему-то обходили данную тему сторо­ ной. А вот Коржов уклоняться не стал, посчитав своим долгом написать о тех, кто так или иначе создавал и защищал прекрасный северный город, посвятив и отдав ему всю свою жизнь. Люди «белого» Мурмана, его защитники в тяже­ лейшем 1942-м, их дети, живущие на исходе хру­ щевской «оттепели», есть кого и с кем сравнивать, можно проводить аналогии, искать различия и сходство в характерах, эмоциях, поведенческих стереотипах. Город и его люди. Люди и время, им доставшееся. Реальные герои, такие как Палатни- ков, Ермолов, Веселаго в «белом» Мурманске и да­ лее адмирал Арсений Головко, легендарный лет­ чик Борис Сафонов, полярник Иван Папанин. И со­ бирательные, вымышленные образы, имеющие, впрочем, и реальные прототипы - Алексей Коль­ цов, Маша Филатова, Пашка Городошников, Дмит­ рий Горевой. В романе Коржова они не просто со­ седствуют, но являются персонажами одного по­ рядка, они в равной мере вписаны в контекст про­ исходящего. Надо сказать, что автор обращается со своими героями весьма свободно, нисколько их не жалея, в соответствии с «законами военного времени». Как с доброй иронией сказал об этом Владимир Семенов: «Писатель имеет полное пра­ во распоряжаться судьбами своих героев. Но и тут надо заметить, что Дмитрий Коржов пользуется этим правом на сто пятьдесят процентов». Безус­ ловно, в каждой шутке есть доля шутки, но, на мой взгляд, судьбы героев романа вполне логичны и уж во взбалмошности обращения с ними автора уп­ рекнуть нельзя. Да, жизнь и смерть в романе ходят рука об руку, но едва ли это удивительно. «Ведь ка­ кие времена! Там война и тут война». В свое время определенные споры и нарекания вызвало решение Дмитрия Коржова сделать поморскую девушку Машу Филатову капитаном ры­ боловецкого траулера, опередив реальные истори­ ческие события почти на два десятка лет. Как извест­ но, Валентина Орликова, единственная женщина - капитан БМРТ (и в свое время капитан китобойного судна!), стала им только в 1955 году. Но опять-таки, поскольку «Мурманцы» - произведение художест­ венно-историческое, считаю такой авторский прием вполне правомочным. Вспомним только, что в трид­ цатые годы прошлого века советские девушки поко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz