Трусов, В. В. Отнюдь не о фантастике, но и о ней немного... // Север. - 2015. - № 3/4. - С. 15-21 : фот., ил.

18 Вадимир Трусов мер. Словом, «...конечно, жизнь прекрасна, но кто предложит лучшую?» Имел я однажды наглость из­ речь такую вот тираду по поводу только что упомя­ нутой современной реальности. И не стану в этой же связи даже касаться такого безысходного по первому впечатлению произведения, как «Троянос Деллас». Один только рассказ о неродившемся лю­ бимом сыне чего стоит (рассказ «Петька»)! Но вели­ чие души маленького человека и состоит в попытке непременного преодоления нигилизма и негатива, не показушном, не публичном, а тихом и даже неза­ метном со стороны. А те, кто этого не видят, не же­ лают видеть или не понимают, затем затевают дол­ гие пересуды о загадочной русской душе и пара­ доксах российской жизни. Только не пустословить следует, а внимательно наблюдать, изучать, понимать происходящее вок­ руг. И знакомиться с не привнесенной, не навязан­ ной, настоящей, от корней русских происходящей жизнью искренне и накоротке, не боясь «измазать­ ся» в грязи провинциальной повседневности. А Ки- ров-то и не боится ничего этого, он такой жизнью и живет. И на внешние эффекты, подобно героям сво­ их рассказов, не рассчитывает. Он вообще предпо­ читает глубину всем иным измерениям. И ведь за­ метили нового автора в Москве. Вторая книга его рассказов «Последний миннезингер» вышла в сто­ лице с предисловием Льва Аннинского. Но Алек­ сандр, а я очень рад, что знаком с ним и поддержи­ ваю общение, не спешит в популярные и модные. Преподает в своем родном Каргополе, там создает свои новые произведения и правильно делает. Ощу­ щение собственных корней дает любому человеку возможность крепко встать на ноги и не гнаться за сиюминутной выгодой и модой, работая с дальним прицелом, ради будущего, а значит, не для себя од­ ного, хоть и очень любимого, несомненно. Конечно, не все рассказы Кирова одинаково удач­ ны, что вполне естественно. Автор ищет новые фор­ мы, пытаясь порой совместить реальность и фан­ тасмагорию, порой грешит излишней громозд­ костью конструкций, на мой взгляд, в этом смысле показателен как раз «Последний миннезингер» (именно сам рассказ, давший название второму сборнику), но сие неизбежно в творческом процес­ се. В лучших рассказах Александра есть именно та «любовь» и то «содержание», о которых упоминал Л.Н. Толстой. А техника? Техника для молодого про­ заика средство непреложное. Пользоваться язы­ ком, передавать живую речь он умеет очень естест­ венно и непринужденно. Творчество петрозаводского писателя Валерия Верхоглядова интересно уже тем, что оно биполяр­ но. Во-первых, Валерий - блестящий краевед, пос­ вятивший себя изучению истории родного города, являющийся истинным знатоком Петрозаводска ве­ ка девятнадцатого, а во-вторых, он же - интересный и умелый рассказчик, создатель ироничной, некрик­ ливой, я бы сказал - умной и в меру ностальгической прозы. Нельзя, конечно же, не помянуть добрым словом совершенно замечательную его книгу «Пет­ розаводские истории», вобравшую в себя фрагмен­ ты подлинной, живой, порой весьма курьезной, го­ родской летописи позапрошлого века, собранные автором по материалам «Олонецких губернских ве­ домостей» и других архивных источников. «Дела давно минувших дней» при знакомстве с книгой вдруг представляются вполне осязаемыми и очень созвучными сегодняшнему времени, что рождает у читателя ощущение кровной причастности к вполне осязаемой и наглядной истории российской. Вот так, ни больше ни меньше. Могу свидетельствовать, что книга эта в свое время (а она увидела свет более десяти лет назад) была нарасхват у моих земляков, даже лишь понаслышке знакомых с Петрозаводс­ ком и бывавших в нем только проездом. Это ли не признание? Это ли не удача настоящая? Жалели читатели, конечно, что тираж маловат и купить книгу не представляется возможным. На­ личие электронного варианта, кстати, вдохновля­ ло далеко не всех, большинство признавало именно полиграфический продукт. Но, увы, тыся­ ча экземпляров в наше время вполне приличный тираж. Особенно, если учесть, что «Рассказы» Валерия Верхоглядова изданы в 2013 году в ко­ личестве двухсот экземпляров. И вновь хочу предвосхитить попытки упрекнуть меня в некоей меркантильности, разве-де в тираже дело, зачем же примешивать к разговору о высоком призем­ ленные количественные параметры? А затем, до ­ рогие мои, что советую вам прочесть книгу и по­ нять, что это еще одна удача автора, достойная более весомого количественного выражения. В чем именно удача выражается? А по-моему, прежде всего в том, что, повествуя о, казалось бы, обычном и повседневном, автор без экзальтации и какого бы то ни было пафоса, с умелой иронией го­ ворит о «вечном», о всегда нас волнующем и, слава богу, в нашей жизни все-таки присутствующем. О любви, о верности и предательстве, о способности понимать, прощать и сострадать ближнему, о малых превратностях судеб человеческих, чреватых иног­ да очень большими последствиями. Конечно, не все рассказы воспринимаются безоговорочно. Можно упомянуть о некоей излишней литературности, кра­ сивости «Паровоза», об аналогии «Рассказа о семи топорах» и эренбурговских «Тринадцати трубок» (еще не хватало тут помянуть рассказ Леонида Анд-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz