Трусов, В. В. Отнюдь не о фантастике, но и о ней немного... // Север. - 2015. - № 3/4. - С. 15-21 : фот., ил.
Отнюдь не о фантастике, но и о ней немного... 17 о ней на переломе эпох, мягко говоря, не процвета ет, а время - вялотекущее и затхлое, не способно само по себе заронить искру надежды в сердца че ловеческие. Нажива? Да, нажива и возможности её получения есть, иллюзорное счастье местных нуво ришей присутствует либо угадывается, но это - пла мя рисованное, не согревающее, виртуальное, если угодно. Иссякнут источники скорой наживы, и ста нет ясно, что никакого счастья не было и в помине. Оттого-то, по Кирову, все дело не в пространстве- времени, а в конкретных людях, обитателях этих са мых пространств и времен. А вот людей, о которых Александр повествует, он не изобрел, не нарисовал, они живут по сосед ству, автор вырос с ними на одной улице, сидел за одной партой в школе. Он и сам - один из них, он кое в чем им подобен, а в чем-то - совсем иной, но он из этой же среды, из народа. И неспроста су мел Киров, вопреки расхожим уничижительным мнениям посторонних, разглядеть в своих земля ках необоримую силу духовную, веру в светлое и творческое начало человека и абсолютное неже лание быть рабом сложившихся, всегда предлага емых извне, обстоятельств. Да, эти маленькие лю ди часто терпят поражения и погибнуть могут, и духовно, и физически. Но и тогда в моральном плане их действия, их поступки, их сопротивление ежедневной действительности: нищете и мораль ной деградации, спровоцированным безработи цей и отсутствием элементарных условий совре менного уровня жизни, достойны огромного ува жения, ибо, даже обреченные на неудачу, эти лю ди рук не опускают и продолжают уважать в самих себе человека, не желая дичать и звереть. И выбор перед невеликими провинциальными персонажами стоит глобальный: либо тащить ношу свою до гробовой доски без надежды на скорый ус пех и зачастую вообще любой надежды, дающей возможность элементарно встать на ноги, либо сдаться и оскотиниться вконец. И жизнь в послед нем случае с виду может по-иному, вполне удачно, поехать-покатиться, да только не их эта жизнь полу чится, да и вообще - не человеческая. А старик Ми тя, ветеран войны, помрет, но свою «ношу» кресть янскую не оставит, поскольку крестьянин русский никогда ни веры, ни земли родной не предавал, терпел, помирал, однако не сдавался. Ибо руки и душа у него всегда были помножены на веру в луч шее, в светлое, веру в Бога и Родину, в отчую зем лю (рассказ «Митина ноша»). А парнишка, учащий ся интерната, по мнению учителей - безнадежный двоечник, хулиган, развратник и потенциальный преступник, оказывается на поверку нравственно выше многих своих педагогов и талантливее не только сверстников, но «старших товарищей». Он желает быть только самим собой, не собираясь унижаться и приспосабливаться к складывающим ся ситуациям и заявляя оттого с полным правом: «...Вот вы спрашиваете, кого я уважаю. Себя. Нескромно? А пора бы уж и себя уважать, не давать втаптывать в грязь». И выражает неприятие сегод няшних реалий, несогласие с тем, что происходило и происходит вокруг, нежелание иметь ничего об щего со своими поневоле учителями абсолютно точно и лаконично: «Не ваш и без уважения - Юрий Белозеров» (рассказ «Седьмая тема»), И самое главное, что у Кирова все происходит не в условиях некой вымышленной жизни, а в очень узна ваемых ситуациях недавней смутной поры. Но вот парадокс: своих героев автор не щадит и, очень многим из них явно симпатизируя, поблажек никому не дает, а намеренной чернухи в его рассказах нет, и персонажи его повествований - живые, с изна чальной свободой воли и выбора. И оттого верит че ловек, что если вырежет из куска дерева диковин ную птицу, то и жизнь его полетит подобно такой птице, и счастье он обретет, и поможет другим, вполне конкретным людям стать счастливыми (по весть «Феникс из «Незабудки»»). Наивно, скажете? А истинная вера всегда искренне наивна, однако она же несет в себе интуитивное знание чего-то не под дающегося логике обыденности и превращающего обыденность в чудо. А это, в том числе, и созидание как способ существования, единственно возмож ный, кстати, способ. Даже если тебя собираются стереть из жизни, подобно записи на магнитной ленте, и даже стирают напрочь. Помните, как у Нико лая Мельникова: «Ломали кости, рвали жилы, / / Но ни протеста, ни борьбы. / / Одно лишь - Господи, по милуй! / / Да вера в праведность судьбы». Вот и у Кирова точно так же получается. И поверь те, поэтому я, прочитав первую книгу Александра, сборник рассказов «Митина ноша», и захлопнув её, тотчас же открыл вновь и стал читать с первой стра ницы. Я чувствовал, что обнаружил наконец-то род ную, русскую, пусть на первый взгляд беспощад ную, реальность и вполне знакомых мне людей, в реальности таковой живущих и стремящихся к све ту и правде, пусть порой и не вполне осознанно. Од нако же органично, не истошно-театрально, вне ис терик, экзальтации, митингов и демонстраций. А ведь действительность у Кирова ничуть не менее жестокая, чем у Чехова (кстати, Александр - первый лауреат Всероссийской книжной премии «Чехо вский дар» 2010 года). И отнюдь не намеренно это делается, просто-напросто иначе не получается. Ничего Киров не выдумывает, как не выдумал Чехов сюжет для своих поистине жутких «Устриц», напри Мурманская государствен ая областная универсальная научнаябиблиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz