Трусов, В. В. Отнюдь не о фантастике, но и о ней немного... // Север. - 2015. - № 3/4. - С. 15-21 : фот., ил.
16 Вадимир Трусов ное пространство электронным средствам расп ространения информации. Уступила прежде все го потому, что непосредственная борьба за такое первенство не является ни целью, ни даже ло кальной задачей литературы. Литература - не спорт, и даже конкурсы творческие в ней - явле ние вынужденное, во многом - дань шаблонам на шего утилитарного мышления. Сила литературы, на мой взгляд, прежде всего в искренности, чело вечности и ответственности перед читателем. Но сие - внутреннее содержание, не гарантирующее прямую дорогу к массовой аудитории. Впрочем, и электронный вариант - не панацея. В сети ведь, как известно, и утонуть легко среди зале жей разнообразного мусора, так завалит - не выбе решься. Опять-таки, соответствующая подача тре буется, а это вновь - отдельная песня. Публикация же в периодике или даже отдельное издание произ ведений на региональном уровне чаще всего служит самоудовлетворению автора, не более того. Почти два года назад на встрече с читателями нашего го рода известный прозаик, «метрополец» Евгений По пов откровенно заявил, что в поездках по родной своей Сибири нередко случается ему «открывать» для себя совершенно замечательных писателей, аб солютно неизвестных за пределами региона. При чины тому разные, но факт остается фактом. И вновь на этом месте следует купировать чью бы то ни бы ло попытку перевести общение во внелитературную плоскость, мол, талант всегда пробьется, все дело в том, кто и какую цену готов за успех платить... (Неяс но лишь, о какого рода успехе речь и что вообще считать успехом?) В ответ на инсинуации подобного рода процитирую строки Сергея Сысоева: В стремленье жить под небесами (Давай, мой друг, себе не лгать) Бездарности пробьются сами. Таланту нужно помогать. Казалось бы, к чему это я? К тому, что реплика Ев гения Попова вовсе не случайна и не является пок лоном нарочитым в сторону провинции. В глубинке великой России живут и работают прекрасные лите раторы, очень точно знающие то, о чем они пишут и зачем это делают. И в мелкотемье их не упрекнешь, не получается. Об этом несколько позднее, а сейчас - небольшое отступление, обращение к классике. В свое время Лев Николаевич Толстой высказал в беседах с Анатолием Федоровичем Кони некото рые свои соображения, касающиеся сути творчест ва писателя и литературного процесса вообще. Вот как они звучали в устах классика: «В каждом литера турном произведении надо отличать три элемента. Самый главный - это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий эле мент - техника - достигается известного соверше нства сам собою... У современной критики (т.е. восьмидесятых годов XIX века. - Прим. А .Ф . Кони) писателю нечему научиться, так как она почти вовсе не касается содержания, а оценивает технику, тог да как задача критики - найти и показать в произве дении луч света, без которого оно ничто. Надо пи сать pour le gros du public (для подлинной, значи тельной публики - франц. - Прим. А .Ф . Кони). Суд таких читателей и любовь их есть настоящая награ да писателю, и вкус большой публики никогда не ошибается, несмотря на замалчивание того или иного произведения критикой. Такая публика ищет нравственного поучения в произведении, как бы рискованно ни было его содержание, то есть как бы откровенно ни говорилось в нем о том, о чем вооб ще принято откровенно умалчивать» (А.Ф. Кони. «Воспоминания о писателях»). Иными словами, на мой взгляд, Л.Н. Толстой говорил как раз об ответ ственности писателя за созданное произведение, прежде всего в том плане, что автор четко должен знать и понимать - зачем оно написано? В связи с этим не могу не вспомнить, как в 2010 го ду, проводя поэтические мастерские в рамках фес тиваля «На Соловецких островах», Владимир Шем- шученко, изначально провозгласив императивом обсуждения умение авторов пользоваться сред ствами создания художественного образа (именно ту самую «технику» по Л.Н. Толстому), то и дело пос ле прослушивания очередного конкурсного сти хотворения начинал обсуждение с вопроса - «Да вайте подумаем, а зачем все это сотворено?» - и только потом все-таки возвращался к «технике», ибо и в данном направлении можно и нужно было гово рить о многом. Показательно, не правда ли? Я при вел все эти высказывания именно потому, что авто ры, творчества коих намерен сейчас коснуться, на мой взгляд, полностью соответствуют классическим требованиям, предъявляемым самой жизнью к рус скому литератору. Таков Александр Киров, прозаик из старинного русского города Каргополь. Киров свою землю зна ет и чувствует, иного жизненного пространства у не го нет и не будет, иначе давно уехал бы куда подаль ше из своих палестин. И время, в котором жил и жи вет, Александр ощущает и слышит. Вообще, в рас сказах Кирова пространство и время очень гармо нируют. Впрочем, подобная гармония едва ли мо жет кого-то вдохновить, ибо русская северная про винция без должного призора хозяйского и радения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz