Ткаченко, И. Л. Образовательный ресурс детей-инвалидов / Г. В. Жигунова, И. Л. Ткаченко // Европейский Север и северяне: опыт и перспективы социологического исследования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 67-71.

Следует отметить, что предметы, отмеченные как трудные, часто по­ падают у обучающихся в категорию любимых. Скажем, у 45,9% учащихся любимой является математика, у 25,2% - физическая культура, у 20,7% - чтение, у 17,1% - труд, у 16,2% - письмо, у 15,3% - русский язык, у 12,6% - история и у стольких же - рисование, у 11,7% - музыка. Для 64,9% респондентов эти предметы интересны и увлекательны, для 9,9% - важны для общего развития; 1,8% учеников отметили, что эти предметы важны для будущей профессии, 2% они понятны, еще 2% нравится учитель. 10,8% школьников постоянно участвуют в учебных конкурсах и олимпиадах (5,4% - из СКОУ, 5,4% - из СОШ), 26,1% - часто (21,6% - их СОШ, 4,5% - из СКОУ), 11,7% - когда как (8,1% - из СОШ, 3,6% - из СКОУ), 2,7% - редко (все из СКОУ). 46,8% учащихся никогда не участво­ вали в олимпиадах и конкурсах по учебным предметам. Все эти ребята учатся в специальных коррекционных школах. Таким образом, наиболее активные участники олимпиад и конкур­ сов - учащиеся массовых учебных заведений. В них принимают участие все опрошенные респонденты, обучающиеся в обычных школах - 39 чел. (100%). Из числа обучающихся в СКОУ участвуют в олимпиадах и учеб­ ных конкурсах всего 25% респондентов. Способными учениками считают себя 56,8% респондентов. На от­ сутствие способностей указало лишь 7,3% опрошенных, остальные затруд­ нились с ответом. По характеристике педагогов и специалистов, работающих с данны­ ми ребятами, большая часть респондентов (54%) хорошо справляется с учебными дисциплинами, и в большей или меньшей мере являются сооб­ разительными и рассудительными людьми. 18,9% опрошенных имеют серьезные нарушения интеллекта и умственного развития, вследствие чего возникают трудности с пониманием, обучением, социальной адаптацией и т.п. Следует отметить, что многие респонденты, обучающиеся в СКОУ, находятся на индивидуальных программах, получая знания в соответствии с уровнем своего развития. В данном случае их познания не всегда могут быть сопоставлены со знаниями учеников того же возраста обычных мас­ совых школ. В качестве мотива обучения ученики в большинстве своем указали «быть образованным, эрудированным» (32,4%) и «достичь успеха» (20,7%) (см. табл. 1). Итак, основная часть опрошенных детей положительно относится к обучению. Примерно четверть из них испытывает трудности в обучении по отдельным дисциплинам, среди которых лидирует математика, однако с трудом по всем предметам обучаются лишь 2,7% респондентов. 56,8% респондентов считают себя способными учениками, что в целом совпадает с более объективной оценкой специалистов. Говоря о характере учебных практик респондентов, следует отметить активность участия в олимпиадах 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz