Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.
ВВЕДЕНИЕ Основные управленческие действия руководителя профессио нального училища при управлении образовательным процессом в режиме функционирования анализировали С. Я. Батышев, Г. С. Бе лов, Г. А. Гонтарева, М. Ю. Грязное, И. М. Жабинец, Б. С. Каневский, В. Н. Максимова, А. Г. Соколов, Р. X. Шакуров [14, 50, 54, 74, 133, 213, 257]. Управление образовательным процессом в условиях развития профессионального училища изучали Б. 3. Абазов, Е. А. Гнатышина, A. М. Данкман, А. Д. Демин, В. Г. Казаков, Г. С. Костыко, Т. Г. Навазо- ва [1, 48, 61, 64, 89, 110, 153]. Проведенный анализ научной и педагогической литературы, диссертационных исследований позволяет сделать вывод, что в тео ретических исследованиях по управлению образовательным процес сом в образовательных учреждениях исследованы и решены многие актуальные проблемы управления, рассмотрены технология управ ления в условиях режимов функционирования и развития, основные управленческие действия субъектов по управлению образователь ным процессом. Однако в этих работах отсутствуют теоретические основы и технологии создания новых систем управления образова тельным процессом в профессиональных училищах. В последние годы началось активное изучение проблем проек тирования образовательных и педагогических систем. Проектирова ние начинает рассматриваться как особая инновационная деятель ность в образовании, разрабатываются принципы, технологии обра зовательного проектирования, обосновываются подходы к разработ ке и реализации программ развития образовательных учреждений. В рамках проектной парадигмы сами педагогическая и управленче ская науки начинают рассматриваться как науки проектно ориентированные (Н. Г. Алексеев, Ю. К. Бабанский, В. С. Безрукова, B. П. Беспалько, Ю. В. Громыко, В. И. Загвязинский, Л. Де Калувэ, В. С. Лазарев, Э. Маркс, М. Петри, М. М. Поташник, В. Е. Радионов, В. И. Слободчиков) [5, 12, 15, 20, 53, 76, 63, 183, 186, 207, 235]. Одна ко в этих работах, как правило, не рассматриваются проблемы про ектирования управляющих систем. В 90-е годы в ряде работ сотрудников Института управления образованием РАО начата разработка теоретических основ и техно логий проектирования систем управления образованием на регио нальном, муниципальном и внутришкольном уровне. Так, А. М. Мои сеевым разработаны основы теории и технология проектирования систем внутришкольного управления на основе типовой концепту альной модели управления, обладающей свойствами опережающего управления [140, 146, 158]. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz