Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.
ГЛАВА 2 Реализовать адаптивный характер управления возможно, вы явив общую ориентацию системы на объект управления, создав об раз объекта управления и определив свою систему воздействий на него. Адаптивность системы управления образовательным процес сом обеспечивается диагностикой и прогнозированием социального заказа на результаты начального профессионального образования, мониторингом образовательного процесса, созданием образа управ ляемого объекта, мониторингом внешней среды системы управления образовательным процессом, функцией контроля за образователь ным процессом [21, 83, 131, 158, 263]. Адаптивное управление реализуется с учетом зоны ближайшего развития обучающихся, инженерно-педагогических работников, сообщества профессионального училища [105, 116, 117, 121, 134, 193, 245]. Антиподом адаптивного управления является управление со слабой ориентацией на объект управления, не владеющее информа цией об объекте управления, неадекватное ближайшей зоне развития сообщества профессионального училища, не реализующее свойства опережающего управления. Проектируемая система управления образовательным процес сом, реализуя свойства целевого управления, должна иметь опера ционально заданные цели. Учитывая обобщенный характер концеп туальной модели и трудность определения операционально задавае мых целей, возможно формулирование главных функциональных областей в системе управления и в управляемом объекте, по отно шению к которым система управления образовательным процессом разрабатывает свои устремления. Новая система управления образовательным процессом в про фессиональном училище определяет и принимает все виды целей, имеющих важное значение для образовательного процесса, в том числе и цели, для которых система управления выступает главным и непосредственным субъектом целеполагания. Новая система управ ления образовательным процессом непосредственно обеспечивает и организует выработку целей, стратегических ориентаций образова тельного процесса, миссию, систему ценностей, политику, основные стратегии по развитию образовательного процесса, образ выпускника профессионального училища [235]. Система управления образовательным процессом различает и вырабатывает цели образовательного процесса, цели образователь ных подсистем, цели систем обеспечения, цели системы управления 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz