Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 2 Реализовать адаптивный характер управления возможно, вы­ явив общую ориентацию системы на объект управления, создав об­ раз объекта управления и определив свою систему воздействий на него. Адаптивность системы управления образовательным процес­ сом обеспечивается диагностикой и прогнозированием социального заказа на результаты начального профессионального образования, мониторингом образовательного процесса, созданием образа управ­ ляемого объекта, мониторингом внешней среды системы управления образовательным процессом, функцией контроля за образователь­ ным процессом [21, 83, 131, 158, 263]. Адаптивное управление реализуется с учетом зоны ближайшего развития обучающихся, инженерно-педагогических работников, сообщества профессионального училища [105, 116, 117, 121, 134, 193, 245]. Антиподом адаптивного управления является управление со слабой ориентацией на объект управления, не владеющее информа­ цией об объекте управления, неадекватное ближайшей зоне развития сообщества профессионального училища, не реализующее свойства опережающего управления. Проектируемая система управления образовательным процес­ сом, реализуя свойства целевого управления, должна иметь опера­ ционально заданные цели. Учитывая обобщенный характер концеп­ туальной модели и трудность определения операционально задавае­ мых целей, возможно формулирование главных функциональных областей в системе управления и в управляемом объекте, по отно­ шению к которым система управления образовательным процессом разрабатывает свои устремления. Новая система управления образовательным процессом в про­ фессиональном училище определяет и принимает все виды целей, имеющих важное значение для образовательного процесса, в том числе и цели, для которых система управления выступает главным и непосредственным субъектом целеполагания. Новая система управ­ ления образовательным процессом непосредственно обеспечивает и организует выработку целей, стратегических ориентаций образова­ тельного процесса, миссию, систему ценностей, политику, основные стратегии по развитию образовательного процесса, образ выпускника профессионального училища [235]. Система управления образовательным процессом различает и вырабатывает цели образовательного процесса, цели образователь­ ных подсистем, цели систем обеспечения, цели системы управления 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz