Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 2. Адаптивный характер системы управления образовательным процессом в профессиональном училище - способность эффективной адаптации к особенностям образовательного процесса, ситуации во внешней среде системы управления образовательным процессом. Значение требования адаптивности возросло в связи с повышением динамизма и непредсказуемости изменений внешней среды, повы­ шением самостоятельности субъектов системы управления в управ­ лении образовательным процессом [27, 28, 60, 217, 259, 268]. Условием реализации адаптивности управления и результатом специальной деятельности субъектов управления является образ объекта управления - образовательного процесса, который состоит из образов всех его подсистем и связей между ними, образов связей и отношений в объекте и по линии объект - внешняя среда. Образы образовательных подсистем создаются на основе со­ временных представлений психологических, социологических, антро­ пологических, педагогических наук о человеке [29, 44, 49, 85, 87, 128, 191, 210, 249], об организации образовательного процесса [15, 23, 66, 99, 115, 179, 199, 260]. Концепция образовательного процесса строится с учетом клю­ чевых характеристик образовательного процесса и субъектов, ее ис­ пользующих. Содержанием образа образовательного процесса явля­ ются важнейшие образы: образовательных подсистем; инженерно­ педагогического коллектива; обучающегося и его деятельности по овладению профессией начального профессионального образования; мастера производственного обучения, преподавателя. Главным объектом адаптации системы управления образова­ тельным процессом являются сообщество профессионального учи­ лища и его деятельность в образовательном процессе. Для создания адаптивной системы управления образователь­ ным процессом необходимо знать структуру этого процесса как сис­ темы и ее влияние на систему управления образовательным процес­ сом; положительные результаты образовательного процесса и тре­ буемые результаты в образовательном процессе; компетенцию сис­ темы управления образовательным процессом в профессиональном училище; роль системы управления в управлении функционировани­ ем, развитием образовательного процесса; прогнозируемые требова­ ния образовательного процесса к системе управления образователь­ ным процессом; важнейшие переменные в образовательном процес­ се как источник требований к системе управления; первоочередные меры воздействия системы управления на объект управления. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz