Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 2. Системный подход позволяет представить все управленческие действия - планирование, организацию, руководство и контроль - во взаимосвязи, построить целостную модель управления образова­ тельным процессом в профессиональном училище с учетом субъек­ тивных и объективных факторов деятельности [237, 243, 247]. Для управления образовательным процессом необходимо знать пе­ ременные системы управления образовательным процессом, чтобы применять теорию систем к процессу управления. Определить пере­ менные и их влияние на результативность управления возможно на основе ситуационного подхода [138]. Среди наиболее важных переменных, которые надо учесть при определении потребностей образовательного процесса как объекта проектирования, - ценности, миссия профессионального училища; образ выпускника профессионального училища; вид и тип реализуе­ мых образовательных программ, преобладающие технологии обра­ зовательного процесса, преобладающие системы производственного обучения; перечень профессий и специальностей, по которым орга­ низовано начальное профессиональное образование; формы органи­ зации образовательного процесса; уровень подготовки контингента поступивших обучающихся; уровень профессиональной компетентно­ сти инженерно-педагогических работников; образовательная среда профессионального училища; уровень организационной культуры; обеспеченность образовательного процесса ресурсами: кадрами, обучающимися, комплексно-методическим обеспечением, финанса­ ми, правовой основой образовательного процесса. Ситуационный подход обеспечивает возможность модификации системы управления образовательным процессом с учетом характе­ ристик конкретной ситуации. Антиподом системного характера управления являются механи­ ческие организации - "организационные структуры с жесткой иерар­ хией и централизацией власти, узкой специализацией подразделе­ ний, детальной регламентацией их деятельности и деятельности должностных лиц" [237, с. 86], рассматривающие каждую подсистему как самостоятельную вне связи с другими подсистемами, в которой не учитываются индивидуальные особенности работников и не ставятся цели развития. Управление должно быть эффективным по отношению к кон­ кретному и неповторимому объекту управления. Для этого управле­ ние должно приобрести важное свойство - быть адаптивным к объек­ ту управления. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz