Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 2. Поэтому при определении целей образовательного процесса субъектам системы управления образовательным процессом необхо­ димо проводить работу по согласованию ценностных ориентаций. Технология реализации целевого характера системы управления образовательным процессом основывается на методике проблемно- ориентированного анализа, коллективной разработке целей и фикса­ ции их в локальных актах профессионального училища [230, 235]. Антиподом целевого характера управления является ориентация управленческой деятельности в образовательном процессе на про­ цесс без определенных результатов. Целевой характер управления является основой для адаптивно­ го управления, так как вырабатывая модель будущего образа образо­ вательного процесса как объекта управления, создает модель, к ко­ торой необходимо адаптироваться. Свойство системного характера управления важно для реализа­ ции в управлении, так как система управления образовательным про­ цессом в профессиональном училище является сложной, состоящей из множества подсистем, имеющих разные по уровню цели, которые необходимо согласовывать. На систему управления образовательным процессом распро­ страняется действие "основных системных принципов: целостность, принципиальная несводимость свойств системы к сумме составляю­ щих ее элементов и невывсдимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функции; структурность; взаимозависимость системы и среды; множественность описания каждой системы" [246, с. 611]. Системный характер проявляется в создании системы, имеющей цели, задачи, структуру, управленческую деятельность, субъектов системы управления. Управление устанавливает все компоненты образовательного процесса и их системные свойства, связи между подсистемами образовательного процесса и связи с внешней средой. Управляющая система - сложное единство и взаимодействие субъекта управления и создаваемой им системы управления. Поэто­ му необходимо рассматривать систему управления как активное взаимодействие с субъектом управления, как самоорганизующуюся систему, способную в процессе функционирования изменять свою структуру. Технология реализации системного характера управления обра­ зовательным процессом основана на использовании системного и ситуационного подходов [2, 3, 10, 11, 18, 40, 41, 109, 122, 138, 205]. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz