Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.
ГЛАВА 2. Поэтому при определении целей образовательного процесса субъектам системы управления образовательным процессом необхо димо проводить работу по согласованию ценностных ориентаций. Технология реализации целевого характера системы управления образовательным процессом основывается на методике проблемно- ориентированного анализа, коллективной разработке целей и фикса ции их в локальных актах профессионального училища [230, 235]. Антиподом целевого характера управления является ориентация управленческой деятельности в образовательном процессе на про цесс без определенных результатов. Целевой характер управления является основой для адаптивно го управления, так как вырабатывая модель будущего образа образо вательного процесса как объекта управления, создает модель, к ко торой необходимо адаптироваться. Свойство системного характера управления важно для реализа ции в управлении, так как система управления образовательным про цессом в профессиональном училище является сложной, состоящей из множества подсистем, имеющих разные по уровню цели, которые необходимо согласовывать. На систему управления образовательным процессом распро страняется действие "основных системных принципов: целостность, принципиальная несводимость свойств системы к сумме составляю щих ее элементов и невывсдимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функции; структурность; взаимозависимость системы и среды; множественность описания каждой системы" [246, с. 611]. Системный характер проявляется в создании системы, имеющей цели, задачи, структуру, управленческую деятельность, субъектов системы управления. Управление устанавливает все компоненты образовательного процесса и их системные свойства, связи между подсистемами образовательного процесса и связи с внешней средой. Управляющая система - сложное единство и взаимодействие субъекта управления и создаваемой им системы управления. Поэто му необходимо рассматривать систему управления как активное взаимодействие с субъектом управления, как самоорганизующуюся систему, способную в процессе функционирования изменять свою структуру. Технология реализации системного характера управления обра зовательным процессом основана на использовании системного и ситуационного подходов [2, 3, 10, 11, 18, 40, 41, 109, 122, 138, 205]. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz