Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1. Для проведения проблемно-ориентированного анализа системы управления образовательным процессом необходимо составить перечень используемых методик диагностики системы управления с указанием их наименования, автора, цели, респондентов исследо­ вания, подсистемы управления, необходимого времени для исследо­ вания, количества экземпляров, времени для обработки результатов. Список методик составляется на подготовительном этапе и коррек­ тируется с учетом конкретных условий деятельности системы управ­ ления. Учитывая сложность системы управления образовательным процессом как объекта проектирования, осуществляются преимуще­ ственно качественные методы анализа. Количественные методы и методы математической, статистической обработки используются при подведении итогов исследования. При использовании диагностических средств необходимо руко­ водствоваться требованиями к разрабатываемым и используемым диагностическим средствам и к методике диагностики как единице анализа. Подобные требования могут быть использованы и для эта­ па генерации проектных идей. Получение обобщенной, массовой информации о состоянии, проблемах, преимуществах и пожеланий к результатам новой систе­ мы управления образовательным процессом осуществляется с по­ мощью разрабатываемых социологических методик: анкет, опросни­ ков, карт самооценки, интервьюирования, наблюдения, использова­ ния методики "Дельфи" [47, 135, 225, 229]. Для обучающихся воз­ можны сочинения, конкурсы проектов будущего системы начального профессионального образования [39, 126]. Эффективность системы управления по созданию организационной культуры, психологическо­ го климата, развитого инженерно-педагогического коллектива и со­ общества профессионального училища определяется применением методик психодиагностики и социометрических методик [9, 87, 101, 127, 141, 144, 155], методов экспертных оценок, наблюдения. На всех этапах проектирования возможно использование анализа управлен­ ческой документации, методики экспертных оценок [225, 239]. Респондентами исследования могут быть обучающиеся, роди­ тели, инженерно-педагогические работники, субъекты управления, представители предприятий-заказчиков на подготовку квалифициро­ ванных кадров, представители Учредителя профессионального учи­ лища. Все классы средств предпроектного анализа действующей сис­ темы управления и проектирования новой системы управления свя­ заны между собой. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz