Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1. и имеет свои этапы, формы, принципы и приемы осуществления. Ес­ ли проектирование для педагога искусство... оно всегда индивиду­ ально и опирается на изобретательность, вдохновение, оригиналь­ ность педагога" [15]. В данном понимании проектирования особое внимание уделяется личностным характеристикам субъекта проекти­ рования. Разработанный Э. Н. Гусинским гуманитарно-системный подход к проектированию образовательных систем необходим при проекти- рованиии систем управления образовательным процессом в профес­ сиональном училище. Он отличается от проектирования социотехни- ческих систем наличием возможности для саморазвития системы и невозможностью "жесткого" проектирования [58, 59]. "Проектирование образовательных систем, если оно стремится соответствовать новой методологии и философии науки, должно положить в свое основание синергетический способ мысли и ориен­ тироваться на разнообразие возможных образовательных институ­ ций" [162]. "К настоящему времени в Институте педагогических инноваций оформились три достаточно проработанных, системообразующих основания проектно-исследовательской деятельности в образова­ нии: методология проектирования - теория развития - как рефлексив­ ная схематизация практических способов коммуникации и коопера­ ции субъектов образования; теории развития индивидуальной субъ­ ективности и становления детско-взрослых общностей в образова­ тельных процессах; опыт реализации разномасштабных образова­ тельных проектов" [4, 5, 6, 88, 206, 207, 208]. В. К. Зарецкий, С. И. Краснов, Р. Г. Каменский, В. К. Рябцев классифицируют "два подхода к проектированию в методологии тра­ диции инновационных образовательных систем: теоретико-деятель­ ностный и практико-деятельностный" и устанавливают между ними различие. "Основной ценностью для теоретико-деятельностной позиции является "мышление", понимаемое как деятельность... Для практико-деятельностной позиции ведущей ценностью является действующий человек" [8]. Теоретико-деятельностная методологическая схема проектиро­ вания: "1) обнаружение недостаточности в своей деятельности; 2) обоснование значимости и всеобщности фиксируемого недос­ татка; 3) развитие как средство преодоления недостаточности; 4) техническая реализация" [8, с. 27]. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz