Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.
ГЛАВА 1. нил проектирование как идеальное конструирование, характерное для утопий, и собственно проектирование как практическую реализа цию проекта в единый процесс социально-педагогического проекти рования. В. В. Краевский определяет конечной целью всякой научной ра боты в области педагогики разработку наиболее эффективных сис тем обучения и воспитания [111]. "Педагогическое проектирование как самостоятельная поли- функциональная педагогическая деятельности обладает богатыми возможностями для развития субъектов образовательных систем, актуализации и обогащения их творческих потенциалов, гуманизации и диалогизации отношений между ними; гармонизации развития об разовательных систем и преобразований их целостности на основе обновленных ценностей; влияния на упорядочение и обогащение со циокультурной среды развития образовательных систем" [186]. В. П. Беспалько рассматривает "педагогическое проектирование как создание педагогического объекта в материализованном виде (чертеж, описание, расчет), допускающее реальное экспериментиро вание с объектом и оптимизацию его структуры, содержания, функ ционирования с опорой на критериально обоснованные выводы" [19]. Он ввел понятие педагогической системы, разработал проектирова ние педагогических систем на заданную эффективность. Системологические идеи В. П. Беспалько, В. И. Гинецинского, Н. В. Кузьминой по созданию новых педагогических систем отлича ются "целецентристским" подходом к самим системам, сущность ко торого заключается в том, что задаваемая извне цель, как правило в форме социального заказа, почти полностью определяет направлен ность и содержание деятельности педагогической системы [18, 19, 46, 120]. При этом внутренний потенциал саморазвития системы, вы ражающийся в наличии внутрисистемных целей, либо не учитывает ся вовсе, либо рассматривается как несущественный фактор. Учитывая ценностные ориентации субъектов проектирования, О. Г. Прикот определяет "педагогический проект как мотивирован ный, целенаправленный способ изменения педагогической действи тельности, основанием которого является результат самоопределе ния его создания в ценностно-смысловом полипедагогическом пространстве". При этом он акцентирует внимание на влияние результатов проекта на ценностные ориентации субъектов проекти рования [176]. "Педагогическое проектирование является одновременно наукой и искусством. Как процесс оно имеет одновременно и нормативный, и творческий характер... Нормативный - потому, что регламентирован 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz