Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1. нил проектирование как идеальное конструирование, характерное для утопий, и собственно проектирование как практическую реализа­ цию проекта в единый процесс социально-педагогического проекти­ рования. В. В. Краевский определяет конечной целью всякой научной ра­ боты в области педагогики разработку наиболее эффективных сис­ тем обучения и воспитания [111]. "Педагогическое проектирование как самостоятельная поли- функциональная педагогическая деятельности обладает богатыми возможностями для развития субъектов образовательных систем, актуализации и обогащения их творческих потенциалов, гуманизации и диалогизации отношений между ними; гармонизации развития об­ разовательных систем и преобразований их целостности на основе обновленных ценностей; влияния на упорядочение и обогащение со­ циокультурной среды развития образовательных систем" [186]. В. П. Беспалько рассматривает "педагогическое проектирование как создание педагогического объекта в материализованном виде (чертеж, описание, расчет), допускающее реальное экспериментиро­ вание с объектом и оптимизацию его структуры, содержания, функ­ ционирования с опорой на критериально обоснованные выводы" [19]. Он ввел понятие педагогической системы, разработал проектирова­ ние педагогических систем на заданную эффективность. Системологические идеи В. П. Беспалько, В. И. Гинецинского, Н. В. Кузьминой по созданию новых педагогических систем отлича­ ются "целецентристским" подходом к самим системам, сущность ко­ торого заключается в том, что задаваемая извне цель, как правило в форме социального заказа, почти полностью определяет направлен­ ность и содержание деятельности педагогической системы [18, 19, 46, 120]. При этом внутренний потенциал саморазвития системы, вы­ ражающийся в наличии внутрисистемных целей, либо не учитывает­ ся вовсе, либо рассматривается как несущественный фактор. Учитывая ценностные ориентации субъектов проектирования, О. Г. Прикот определяет "педагогический проект как мотивирован­ ный, целенаправленный способ изменения педагогической действи­ тельности, основанием которого является результат самоопределе­ ния его создания в ценностно-смысловом полипедагогическом пространстве". При этом он акцентирует внимание на влияние результатов проекта на ценностные ориентации субъектов проекти­ рования [176]. "Педагогическое проектирование является одновременно наукой и искусством. Как процесс оно имеет одновременно и нормативный, и творческий характер... Нормативный - потому, что регламентирован 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz