Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1 управления ими, методологию, методы, этапы социального проекти­ рования [4, 6, 77, 165, 180, 187, 195, 216]. Организационное проектирование является теоретической ос­ новой для проектирования новой системы управления образователь­ ным процессом в профессиональном училище. Проектирование является крупнейшим системным нововведе­ нием в управлении системой управления образовательным процес­ сом в профессиональном училище [145]. "Системное проектирование означает ориентацию на построе­ ние именно целостных систем управления школами, а не их отдель­ ных элементов, свойств, связей, а также системный характер самой проектировочной деятельности" [146, с. 93]. Проектируя систему управления образовательным процессом в профессиональном училище, необходимо использование общих за­ кономерностей проектирования, присущих проектам во всех сферах деятельности, методов, средств, организационных форм, организа­ ционных структур выполнения проекта с учетом специфики объекта проектирования [24, 65, 143, 232]. Будучи разновидностью социального гуманитарного проектиро­ вания, проектирование системы управления образовательным про­ цессом в профессиональном училище должно учитывать особенно­ сти проектирования социальных объектов. В отличие от проектиро­ вания в технике, в нем невозможно достижение абсолютной точно­ сти, так как необходимо учитывать развитие и изменчивость проекти­ руемого объекта, влияние субъектов создания и реализации проекта на его конечный результат. Дж. ван Гиг, сравнивая проектирование и традиционное улучше­ ние системы, делает вывод, что "результаты проектирования - опти­ мизация системы в целом, принципиально отличающиеся от полу­ чаемых при традиционном улучшении системы" [45]. Создание эффективных образовательных систем П. П. Блонско­ го, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, В. А. Караковского, А. С. Макарен­ ко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина, Е. А. Ямбур- га подтверждает появление новой проектной парадигмы в образова­ нии [22, 53, 78, 95, 96, 132, 192, 221, 262, 288]. Имеются различные подходы и теоретические идеи, которые могут быть использованы при проектировании системы управления образовательным процессом. А. С. Макаренко разработал и апробировал проектную деятель­ ность в образовании по схеме: педагогический замысел, механизм его реализации, демонстрация образцов педагогического действия, осмысление опыта педагогической деятельности. Он впервые соеди­ 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz