Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.
ГЛАВА 1 управления ими, методологию, методы, этапы социального проекти рования [4, 6, 77, 165, 180, 187, 195, 216]. Организационное проектирование является теоретической ос новой для проектирования новой системы управления образователь ным процессом в профессиональном училище. Проектирование является крупнейшим системным нововведе нием в управлении системой управления образовательным процес сом в профессиональном училище [145]. "Системное проектирование означает ориентацию на построе ние именно целостных систем управления школами, а не их отдель ных элементов, свойств, связей, а также системный характер самой проектировочной деятельности" [146, с. 93]. Проектируя систему управления образовательным процессом в профессиональном училище, необходимо использование общих за кономерностей проектирования, присущих проектам во всех сферах деятельности, методов, средств, организационных форм, организа ционных структур выполнения проекта с учетом специфики объекта проектирования [24, 65, 143, 232]. Будучи разновидностью социального гуманитарного проектиро вания, проектирование системы управления образовательным про цессом в профессиональном училище должно учитывать особенно сти проектирования социальных объектов. В отличие от проектиро вания в технике, в нем невозможно достижение абсолютной точно сти, так как необходимо учитывать развитие и изменчивость проекти руемого объекта, влияние субъектов создания и реализации проекта на его конечный результат. Дж. ван Гиг, сравнивая проектирование и традиционное улучше ние системы, делает вывод, что "результаты проектирования - опти мизация системы в целом, принципиально отличающиеся от полу чаемых при традиционном улучшении системы" [45]. Создание эффективных образовательных систем П. П. Блонско го, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, В. А. Караковского, А. С. Макарен ко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина, Е. А. Ямбур- га подтверждает появление новой проектной парадигмы в образова нии [22, 53, 78, 95, 96, 132, 192, 221, 262, 288]. Имеются различные подходы и теоретические идеи, которые могут быть использованы при проектировании системы управления образовательным процессом. А. С. Макаренко разработал и апробировал проектную деятель ность в образовании по схеме: педагогический замысел, механизм его реализации, демонстрация образцов педагогического действия, осмысление опыта педагогической деятельности. Он впервые соеди 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz