Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1. ней среде. Темп и характер саморазвития системы зависят от свой­ ства внешней среды. Синергетическое понимание процессов самоорганизации и управления позволяет построить систему управления образователь­ ным процессом, учитывающую и сложность системы управления, и ее динамичность, и ее нелинейность. Система управления и ее внешняя среда жизнедеятельности находятся в процессе саморазвития. Результат саморазвития состо­ ит в изменении состояния и структуры системы. Синергетика, изучая теорию открытых систем, определяет совокупность фаз, которые проходит система в процессе своего саморазвития. В каждой точке траектории система стремится обеспечить свою устойчивость, цело­ стность. В критических точках система поставлена перед необходи­ мостью выбора направления дальнейшего развития. Осуществляя выбор, система исключает все другие альтернативы своего раз­ вития. В результате процесс саморазвития становится необратимым, нелинейным. Необходимо принимать во внимание "принцип эквифи- нальности", установленный и обоснованный Л. Берталанфи: откры­ тые системы могут достигать одной и то же цели, начиная развитие в разных начальных условиях и двигаясь к цели разными путя­ ми [176, с. 33]. Следовательно, саморазвитие - процесс социального творчества. Начиная с 90-х годов в российском образовании количество проектов стало возрастать, т. к. усилилось влияние следующих фак­ торов: 1) требования внешней среды на повышение качества управле­ ния образованием; 2) сложность определения результатов образовательного про­ цесса и его системы управления; 3) степень неопределенности и риска управления развитием образовательного процесса; 4) организационные перестройки в системе образования; 5) смена педагогических технологий, обновление содержания образования; 6) наличие дефектов управления образовательным процессом. На уровне управления образовательным учреждением оказыва­ ется востребованной функция проектирования, разработанная в тео­ рии проектирования социальных систем. Рассмотрение профессионального училища как социальной ор­ ганизации позволяет использовать и адаптировать к сфере образо­ вания теорию проектирования социальных организаций и систем 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz