Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1. "Проектирование - одна из форм опережающего отражения дей­ ствительности, создание прообраза (протипа) предполагаемого объ­ екта, явления или процесса посредством специфических методов" [225, с. 317-318]. Социальное проектирование используется как один из компо­ нентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Социаль­ ное проектирование - специфическая деятельность, связанная с на­ учно обоснованным определением вариантов развития новых соци­ альных процессов и явлений, с целенаправленным коренным изме­ нением конкретных социальных институтов. В социальном планировании разработана теория проектирова­ ния социальных организаций и систем управления ими, включающая методологию, методы, этапы социального проектирования, которые возможно адаптировать к сфере образования, так как образователь­ ные учреждения (и системы управления как их часть) являются соци­ альными организациями. Проектная деятельность, как и все виды человеческой деятель­ ности, должна целенаправленно управляться. Результатом развития проектной деятельности является создание специальной области знаний. Управление проектами, являясь преимущественно приклад­ ной дисциплиной, получило широкое распространение, так как дос­ тигло большего эффекта в создании новых проектов по сравнению с традиционными методами управления. Управление проектами изначально создавалось и развивалось в рыночной экономике, что нашло отражение в методах решения мно­ гообразных задач осуществления проектов. Особенности управления проектами в стране во многом опреде­ ляются социально-экономическими условиями. Методология управления проектами в современном виде сфор­ мировалась в развитых странах во второй половине XX столетия. Система управления образовательным процессом в результате функционирования проходит стадию модернизации или проектиро­ вания, т. е. наступает такой момент, когда дальнейшее применение системы управления становится низкоэффективным, она уже не вы­ полняет свою основную функцию и необходимо затрачивать множе­ ство нецелесообразных по сравнению с достигаемым эффектом уси­ лий на ее поддержание. Таким образом, преобразования систем управления неизбежны и субъекты управления обязаны уметь проек­ тировать новые системы управления. Саморазвитие системы управления - единственно возможный Для нее способ сохранить свою целостность в изменяющейся внеш­ 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz