Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.
ГЛАВА 1. "Проектирование - одна из форм опережающего отражения дей ствительности, создание прообраза (протипа) предполагаемого объ екта, явления или процесса посредством специфических методов" [225, с. 317-318]. Социальное проектирование используется как один из компо нентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Социаль ное проектирование - специфическая деятельность, связанная с на учно обоснованным определением вариантов развития новых соци альных процессов и явлений, с целенаправленным коренным изме нением конкретных социальных институтов. В социальном планировании разработана теория проектирова ния социальных организаций и систем управления ими, включающая методологию, методы, этапы социального проектирования, которые возможно адаптировать к сфере образования, так как образователь ные учреждения (и системы управления как их часть) являются соци альными организациями. Проектная деятельность, как и все виды человеческой деятель ности, должна целенаправленно управляться. Результатом развития проектной деятельности является создание специальной области знаний. Управление проектами, являясь преимущественно приклад ной дисциплиной, получило широкое распространение, так как дос тигло большего эффекта в создании новых проектов по сравнению с традиционными методами управления. Управление проектами изначально создавалось и развивалось в рыночной экономике, что нашло отражение в методах решения мно гообразных задач осуществления проектов. Особенности управления проектами в стране во многом опреде ляются социально-экономическими условиями. Методология управления проектами в современном виде сфор мировалась в развитых странах во второй половине XX столетия. Система управления образовательным процессом в результате функционирования проходит стадию модернизации или проектиро вания, т. е. наступает такой момент, когда дальнейшее применение системы управления становится низкоэффективным, она уже не вы полняет свою основную функцию и необходимо затрачивать множе ство нецелесообразных по сравнению с достигаемым эффектом уси лий на ее поддержание. Таким образом, преобразования систем управления неизбежны и субъекты управления обязаны уметь проек тировать новые системы управления. Саморазвитие системы управления - единственно возможный Для нее способ сохранить свою целостность в изменяющейся внеш 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz