Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1 “В профессиональных училищах с 1994 года общая численность работников уменьшилась на 6,6%, произошло уменьшение числа мастеров на 11,7%... Отток кадров перестал компенсироваться при­ ходом в систему новых работников, особенно молодых специали­ стов" [234, с. 123]. “30% преподавателей не имеют необходимой пси- холого-педагогической подготовки" [182, с. 40]. Увеличение оттока инженерно-педагогических кадров из профессиональных училищ подтверждает наличие проблемы кадрового обеспечения образова­ тельного процесса (см. приложения 2, 3), являющейся следствием снижения жизненного уровня педагогических работников, падения престижа педагогической профессии [181,182]. В социологических исследованиях учительство как социально­ профессиональная группа характеризуется определенными тенден­ циями в изменении кадрового потенциала [240, 241], которые не в полной мере учитываются в управлении инженерно-педагогическим коллективом. В условиях нестабильного финансирования профессиональное училище осуществляет недостаточное материальное стимулирова­ ние инженерно-педагогических работников. Реализуемые мероприя­ тия по оказанию дополнительных хозрасчетных образовательных услуг, по выпуску производственной продукции не позволяют суще­ ственно повысить заработную плату инженерно-педагогических ра­ ботников, уровень социальной защиты обучающихся. Все это ставит перед субъектами управления проблему освоения эффективных форм социальной защиты членов сообщества профессионального училища. Освоение нового Перечня профессий и специальностей началь­ ного профессионального образования, государственного стандарта начального профессионального образования предполагает деятель­ ность субъектов управления по повышению уровня профессиональ­ ной компетентности инженерно-педагогических работников. 18% пре­ подавателей, 5% мастеров производственного обучения имеют выс­ шую квалификационную категорию; 24% преподавателей и 16% мас­ теров производственного обучения - первую квалификационную кате­ горию (см. приложение 4); 95% преподавателей и 80% мастеров про­ изводственного обучения повысили квалификацию в учреждениях дополнительного образования. Инженерно-педагогические работники по-разному относятся к повышению своей квалификации из-за не­ достаточности мотивов и стимулов профессиональной деятельности. По итогам анкетирования в качестве стимулирующего фактора саморазвития 32% опрошенных отметили возможность повышения заработной платы. 28% инженерно-педагогических работников счи­ 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz