Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1. По уровню решаемых задач выделяются подсистемы стратеги­ ческого, тактического и оперативного управления образовательным процессом и его подсистемами. Для различных режимов образовательного процесса и его обра­ зовательных подсистем возможно выделение подсистем управления функционированием и управления развитием. Особо выделяется состоящая из множества подсистем управ­ ления "система метауправления - управление системой управления образовательным процессом” [172]. При проектировании необходимо определить идеи, на основании которых структурируется система управления образовательным процессом. При осуществлении управленческих действий реализуются вла­ стные полномочия. Возможны различные формы реализации власт­ ных полномочий, основанные “на авторитете, примере, законной власти, на обладании информацией... на договоре, групповых нормах и ценностях" [237, с. 78]. Наряду с рациональностью строения системы управления обра­ зовательным процессом на эффективность управленческого процес­ са влияет развитость коммуникационной сети, по которой происходит обмен необходимой информацией. Чтобы система управления обра­ зовательным процессом работала эффективно, при проектировании необходимо обеспечить рациональное сочетание вертикальных и горизонтальных коммуникаций. Важным условием результативности системы управления обра­ зовательным процессом является наличие ее ресурсного обеспече­ ния: кадрового, финансового, материально-технического, научно- методического, нормативно-правового, - которое проектируется ис­ ходя из характеристик системы управления. Выполненный анализ управления образовательным процессом в профессиональном училище как объекта проектирования позволя­ ет сделать следующие выводы. Управление обладает всеми признаками социальной и челове­ ческой деятельности: объект, субъект, ценности, цели, средства дос­ тижения целей, условия и ресурсы, процесс осуществления деятель­ ности, продукты и результаты деятельности, которые необходимо учитывать при проектировании. Понимая управление как особую деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность участников образователь­ ного процесса на достижение целей образовательного процесса, не­ обходимо определить предназначение управления для развития об­ разовательного процесса и разработать миссию проектируемой сис­ 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz