Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.
ГЛАВА 1. По уровню решаемых задач выделяются подсистемы стратеги ческого, тактического и оперативного управления образовательным процессом и его подсистемами. Для различных режимов образовательного процесса и его обра зовательных подсистем возможно выделение подсистем управления функционированием и управления развитием. Особо выделяется состоящая из множества подсистем управ ления "система метауправления - управление системой управления образовательным процессом” [172]. При проектировании необходимо определить идеи, на основании которых структурируется система управления образовательным процессом. При осуществлении управленческих действий реализуются вла стные полномочия. Возможны различные формы реализации власт ных полномочий, основанные “на авторитете, примере, законной власти, на обладании информацией... на договоре, групповых нормах и ценностях" [237, с. 78]. Наряду с рациональностью строения системы управления обра зовательным процессом на эффективность управленческого процес са влияет развитость коммуникационной сети, по которой происходит обмен необходимой информацией. Чтобы система управления обра зовательным процессом работала эффективно, при проектировании необходимо обеспечить рациональное сочетание вертикальных и горизонтальных коммуникаций. Важным условием результативности системы управления обра зовательным процессом является наличие ее ресурсного обеспече ния: кадрового, финансового, материально-технического, научно- методического, нормативно-правового, - которое проектируется ис ходя из характеристик системы управления. Выполненный анализ управления образовательным процессом в профессиональном училище как объекта проектирования позволя ет сделать следующие выводы. Управление обладает всеми признаками социальной и челове ческой деятельности: объект, субъект, ценности, цели, средства дос тижения целей, условия и ресурсы, процесс осуществления деятель ности, продукты и результаты деятельности, которые необходимо учитывать при проектировании. Понимая управление как особую деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность участников образователь ного процесса на достижение целей образовательного процесса, не обходимо определить предназначение управления для развития об разовательного процесса и разработать миссию проектируемой сис 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz