Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.
ГЛАВА 1. В зависимости от того, как группируются управленческие дейст вия, как распределяются полномочия, ответственность между долж ностными лицами по управлению образовательным процессом, воз можно использование различных организационных структур управ ления [27, 28, 61, 63, 137, 213, 214]. На определение состава органов управления и степень участия в их работе инженерно-педагогических работников, способов координации отношений и делегирования пол номочий и ответственности влияют типы управления образователь ным процессом, которые классифицируются как авторитарный, демо кратический, либерально-анархический, непоследовательный, ситуа тивный [196]. Организационная структура должна быть ориентирова на на достижение конкретных ценностей, целей, функций системы управления. Каждая функция системы управления имеет методы и способы ее реализации. "Совокупность должностных лиц и подразделений, выполняющих в определенной логической последовательности и оп ределенными методами действия по реализации управленческой функции, а также контролирующих и координирующих эти действия, образует организационный механизм данной функции" [237, с. 87]. Для реализации одной и той же функции могут быть использованы различные организационные механизмы. Проектирование организа ционных механизмов системы управления образовательным процес сом, соответствующих внутренним и внешним условиям образова тельного процесса, - важная задача при создании новой системы управления образовательным процессом, для выполнения кото рой необходимо выполнение логической структуры действий, опре деление методов, средств, форм организации субъекта при их реа лизации. Система управления образовательным процессом, обладая свойствами системы, может быть рассмотрена как совокупность раз личных взаимосвязанных подсистем, каждая из которых также явля ется системой. На основании структуризации образовательного про цесса возможно выделить подсистемы: управление теоретическим обучением, производственным обучением, производственной практи кой, воспитательной работой. Управление ресурсным обеспечением образовательного процесса обеспечивают подсистемы управления: кадрового, программно-методического, финансового, нормативно правового, материально-технического обеспечения. По признаку осуществляемых управленческих действий систему управления образовательным процессом можно рассмотреть как со вокупность подсистем планирования, организации, руководства и контроля. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz