Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1. В зависимости от того, как группируются управленческие дейст­ вия, как распределяются полномочия, ответственность между долж­ ностными лицами по управлению образовательным процессом, воз­ можно использование различных организационных структур управ­ ления [27, 28, 61, 63, 137, 213, 214]. На определение состава органов управления и степень участия в их работе инженерно-педагогических работников, способов координации отношений и делегирования пол­ номочий и ответственности влияют типы управления образователь­ ным процессом, которые классифицируются как авторитарный, демо­ кратический, либерально-анархический, непоследовательный, ситуа­ тивный [196]. Организационная структура должна быть ориентирова­ на на достижение конкретных ценностей, целей, функций системы управления. Каждая функция системы управления имеет методы и способы ее реализации. "Совокупность должностных лиц и подразделений, выполняющих в определенной логической последовательности и оп­ ределенными методами действия по реализации управленческой функции, а также контролирующих и координирующих эти действия, образует организационный механизм данной функции" [237, с. 87]. Для реализации одной и той же функции могут быть использованы различные организационные механизмы. Проектирование организа­ ционных механизмов системы управления образовательным процес­ сом, соответствующих внутренним и внешним условиям образова­ тельного процесса, - важная задача при создании новой системы управления образовательным процессом, для выполнения кото­ рой необходимо выполнение логической структуры действий, опре­ деление методов, средств, форм организации субъекта при их реа­ лизации. Система управления образовательным процессом, обладая свойствами системы, может быть рассмотрена как совокупность раз­ личных взаимосвязанных подсистем, каждая из которых также явля­ ется системой. На основании структуризации образовательного про­ цесса возможно выделить подсистемы: управление теоретическим обучением, производственным обучением, производственной практи­ кой, воспитательной работой. Управление ресурсным обеспечением образовательного процесса обеспечивают подсистемы управления: кадрового, программно-методического, финансового, нормативно­ правового, материально-технического обеспечения. По признаку осуществляемых управленческих действий систему управления образовательным процессом можно рассмотреть как со­ вокупность подсистем планирования, организации, руководства и контроля. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz